Главная

yandex

rambler

google

Крепости Керчи

Гостевая книга ( P )

Обратная связь

 

 

 

Здесь читайте: "Важнейшие православные традиции и обряды, связанные с похоронами.

 

 

 

С сайта: http://opium.at.ua/load/lekcii_seminary_disputy/e_duluman_quot_o_zagrobnoj_zhizni_quot/14-1-0-260

 

 

Знакомьтесь: иерей Валерий Матвеев

 

 

Преждевременная смерть детей может быть также делом особенного милосердия к ним Господа. – Прокомментировал смерть 8-летней Василисы Галицыной, изнасилованной и убитой узбекским мигрантом Фаррухом Ташбаевым, настоятель Боровецкой церкви Валерий Матвеев. – Кто знает, ведь девочку могла ожидать жизнь, полная искушений, соблазнов, напастей и горя. Господь знал это и по милосердию Своему избавил ее от всех этих опасностей, забрав ее к себе. Посмотрите, сколько тысяч детей каждый год умирает от абортов, но почему-то из-за этого никто так не переживает.

 

 

   С тех пор, как люди начали размышлять о природе бытия и о своём собственном  предназначении, вопрос о том, продолжается ли сознательная жизнь после смерти, поистине стал одной из основных проблем, волнующих человеческую мысль. Создались целые религии и философии, в основу которых была положена мысль о существовании загробной жизни в царстве бессмертия, где люди будут наслаждаться вечным блаженством или подвергнуться  адским мучениям за свои грехи.

   Тема бессмертия души – краеугольный камень всех религий. Она возникла задолго до создания античных мифов стран Древнего востока и Средиземноморья, чьи религиозные воззрения ушли далеко вперёд по сравнению с воззрениями народов других стран.

   Как же наши далёкие предки представляли себе «жизнь после смерти»? Чего страшились, на что надеялись?..

   Давайте, для начала, вспомним мифы Древней Греции. Там существовал рассказ о мрачном повелителе душ умерших царе Аиде, имя которого, перекачивав в христианство, и ряд других религий и верований, стала символом вечных мучений и страданий грешников – АДОМ.

   В своё время Геосид  в поэме  «Теология» (Происхождение богов) описал загробный мир так:

   «Далеко под землёй царит неумолимый, мрачный брат Зевса, Аид. Полно мрака и ужасов его царство. Никогда не проникают туда радостные лучи яркого солнца. Бездон-ные пропасти ведут с поверхности земли в печальное царство Аида…

   Катят там свои волны Кацит и Ахеронт; души умерших оглашают своими стенаниями, полными печали, их мрачные берега. В подземном царстве струятся и дающие забвение всему земному воды источника Леты (отсюда выражение: «кануло в Лету», то есть, забыто навсегда – автор)… На безрадостное вечное существование обречены души умерших в мрачном царстве Аида.

   В этом-то царстве, до которого не доходит ни свет, ни радость, ни печали земной жизни, правит брат Зевса, Аид. Он сидит на золотом троне со своей женой Персефоной.… Здесь же, у трона, бог смерти Танат с мечём в руках, в чёрном плаще, с громадными чёрными крыльями. Могильным холодом веют эти крылья, когда прилетает Танат к ложу умирающего, чтобы срезать своим мечём прядь волос с его головы и исторгнуть душу…».

   В понятиях древних славян также существовало царство мёртвых, вошедшее в сказания под названием «Навь» (в переводе со славянского – «Тьма» – автор). Повелителем Нави был могучий правитель Чернобог. Ближайшим помощником Чернобога считался Кощей или Кащей (КАЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ (Триметович) — сын Вия и Матери Сырой Земли, владыка темного царства, бог земледелия у племени, враждебного славянам. Так же — славянский Аид, владыка Пекла, Чернобог. У греков ему соответствуют Tpuптолем и Аид:  http://www.arira.ru/yazycheskie-bogi.htm ). Не случайно, царство Пекельное именуют ещё и Кощным.

   ВийЦарём подземного мира у славян считался и Вий. Слово «Вий» означает «Ресницы». Вий одним взглядом своим убивает людей, обращает в пепел города и деревни. Его убийственный взгляд закрывают густые брови и близко прильнувшие к глазам веки, и только в том случае, когда надо уничтожить вражеские рати или сжечь вражеский город, поднимают ему веки вилами. Вий считался одним из главных служителей Чернобога (в народе сокращённо – «Чёрта»). Его также считали судьёй над мёртвыми. Следует отметить, что для наших далёких предков ни Вий, ни Чёрт, ни Кощей не были отождествимы  с нечистой силой, а являлись весьма «уважаемыми богами». Отождествление же с «нечестью» произошло гораздо позже, когда христианству понадобилось если не уничтожить языческих богов, то, по крайней мере, дискредитировать их.

 

 

   К слову, наши предки верили в то, что все покойники, в отличие от живых людей, обладают отменными способностями к сглазу. А потому относится к ним нужно с большим почтением и осторожностью. На Руси говорили, что отрытые глаза покойника высматривают, кого бы взять с собой на тот свет, именно поэтому ему закрывали веки и клали на них монеты.

   Примерно такое же представление о душе, покидающей тело после смерти человека, возникло затем в христианстве. Но об этом чуть позже…

   Похожее представление о царстве мёртвых появилось в последующем и в иудаизме, и в христианстве, и в исламе.…Следует добавить, что в религиозных понятиях древних египтян, римлян, греков, иудеев и ранних христиан, царство мёртвых (или просто – Ад) вовсе неассоциировалось с вечными муками после смерти. Такое понимание возникло гораздо позже. Первоначально же ад для них означал просто могилу.

   Так, в одной из ранних библейских книг «Екклесиасте» читаем: «Живые знают, что умрут, а мёртвые ничего не знают… в могиле, куда ты пойдёшь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости». И чуть выше: «Как те умрут, так умрут и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом; потому, что всё – суета! Всё идёт в одно место; всё произошло из праха, и всё возвратится в прах» (Екклесиаст: 3:19-20). Как можно судить из текста, ни о каких муках за гробом речи не идёт.

   Икона: "Сошествие во ад"В Новом завете Иисус Христос говорит о себе: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в середине земли три дня и три ночи» (Матфей: 12-40).  Далее Библия сообщает: «Не оставлена душа Его в аде.… Сего Иисуса Бог воскресил» (Деяния святых апостолов: 2:31-32). И опять-таки, заметьте – ни слова о том, что Иисус подвергался в аду каким-либо мучениям. Это и понятно, в то время, когда писались данные библейские тексты, ад представлялся верующим просто могилой, местом же пыток он стал несколько позже.

   Но в том же Евангелии от Матфея есть такие строки: «Так будет при кончине века: изыдут Ангелы и отделят злых из среды праведных. И ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов» (Матфей, 13:49).

   Об исходе души и о том, что в это время происходит вокруг неё, христианские богословы рассказывают так: «Душе предстанут ангелы добрые и злые. Видение последних до крайности смутят душу; отраду находит она в видении ангелов добрых. Тогда человеку великой помощью, отрадой служат его добрые дела и чистая совесть. Праведная душа, сопровождаемая ангелами, в великой радости идёт к Спасителю. Душу же страстную, грехолюбивую отводят злые духи в ад для мучения».

   Что же ждёт душу, после того, как она покинула тело умершего?

   Церковь, помятую слова епископа Сизнея (410 год н.э.), сказавшего: «Народ положительно требует, чтобы его обманывали, иначе с ним никак невозможно иметь дело…» сочинила страшные мытарства, через которые душе придётся пройти после смерти человека…

   Как-то раз Святой Григорий  в видении спросил Святую Феодору об обстоятельствах, сопровождавших её смерть и последующих  за ней событиях. И вот Феодора начинает рассказ, представляющий собой яркий образец церковного представления о том, что ожидает душу умершего после её отделения от тела. Читая это повествование, невольно вспоминаешь слова, сказанные выдающимся французским философом-материалистом  Дени Дидро: «Отнимите у христианина страх перед адом, и вы отнимите у него веру…».

   «Когда наступил час моей кончины, - говорила Феодора Григорию, - меня обступили злые духи. Одни из них ревели, как звери, другие лаяли, как собаки, иные выли, как волки. Смотря на меня, они ярились, грозились, устремлялись на меня, скрежеща зубами.

От страха я изнемогала и вдруг увидела с правой стороны моего одра стоящих двух ангелов, присутствие которых меня успокоило…» (Здесь мы видим древнее, дохристианское, поверье о том, что при жизни человека к нему приставляются два духа: ангел-хранитель, находящийся за человеком с правой стороны, и бес-искуситель – с левой. Отсюда поверие: никогда не плюй через правое плечо – там ангел-хранитель, а плюй через левое  -  в беса-искусителя – автор).

   Далее идёт рассказ о том, как ангелы заступились за Феодору и стали укорять демонов за то, что они приступил к ней. «Бесы смутились и стали показывать злые мои дела, содеянные в юности, и кричали: «А эти, чьи грехи? Не она ли сделал то и то?..». Наконец, явилась смерть, видом очень страшная, подобие человеческое, но без тела, составленная из костей человеческих. Она принесла различные орудия мучения: мечи, стрелы, копья, серпы, вилы, секиры и другие… Смерть приступила ко мне, взяла малую секиру и отсекла мне сперва ноги, потом руки, после другими орудиями расслабила мне все члены, отделив их один от другого по суставам.… Потом отсекла мне голову, и я не могла приводить в движение головы моей, сделавшейся мне чуждой. После того она растворила в чаше какой-то состав и, приложив к устам моим, насильно напоила меня (Странно, как она пила, если голова была отсечена? автор). Так горько было это питьё, что душа моя не могла вынести сего, содрогнулась и выскочила из тела, отторгнувшись от него насильно».

   Перед нами такое же верование о похождении души после смерти, какое существовало более трёх тысяч лет назад у египтян и греков. Вспомните, хотя бы, уже упомянутого древнегреческого бога смерти Таната, прилетающего к ложу умирающего, чтобы срезать своим мечём прядь волос с его головы и исторгнуть душу, а также, у других народов, с той только разницей, что легенды и мифы античности не говорят о страшных пытках души за гробом.

   Но обратимся вновь к рассказу Феодоры. «Ангелы собрали все мои добрые дела, когда-либо сделанные с помощью Божию, и готовились положить их на весы против злых дел моих. В то время неожиданно явился туда преподобный отец наш Василий и сказал святым ангелам: «Эта душа много послужила мне при старости моей, и Бог даровал мне её». С этими словами он вынул из недр червленый полный мешок и, передавая его ангелам, сказал: «Когда будете проходить воздушные мытарства, и лукавые духи начнут истязать душу, выкупите её этим из долгов её» (Выходит, на небесах дают взятки?! автор)Лукавые духи, конечно, подняли вой, но ничего не поделаешь…»(читать подробнее:http://days.pravoslavie.ru/Life/life3203.htm).

   А вот отец церкви Макарий Александрийский (4 век) сочинил следующий рассказ о состоянии душ умерших в первые сорок дней после смерти.

   «Душа в течение двух дней пребывает на земле и, в сопровождении ангелов, посещает те места, в которых имела обыкновение творить правду, скитается около дома, в котором разлучилась со своим телом, а иногда пребывает около гроба. В третий же день, в подражание воскресению Христову, повелевается всякой христианской душе вознестись на небеса «для поклонения Богу всяческих…».

   Третий день по смерти человека называют – Третинами, в который поминают усопшего, принося о нём Богу молитвы, – служат панихиду. В третий же день тело придаётся земле.

Всё пространство от земли до неба, по учению Макаря, представляет 20 отделений или судилищ, на которых проходящая душа обличается бесами в грехах. Каждое судилище или мытарство соответствует группе известного рода грехов.

   Порядок, в котором следуют мытарства одно за другим, заимствован из повествования о них преподобной Феодоры. На пути к небу, направленном к востоку, душа проходит первое мытарство, во время которого злые духи, остановив её сопровождаемую добрыми ангелами, представляют ей грехи: многоречивость, пустословие, сквернословие, насмешки, пение песен и так далее.

   Затем следует обличение во лжи, далее – клевете, чревоугодии (объедение, пьянство и т.д.), лености, воровстве, сребролюбии, скупости, лихве, неправде, зависти, гордости, ярости и гневе, злопамятности, убийстве, волхвовании, блудности, прелюбодеянии, садомстве (противоестественные блудные грехи), ереси и, наконец, не милосердии.

   После того, как душа прошла по мытарствам, она поклоняется Богу, и ей показывают рай.

   После обозрения рая душа, в девятый день, опять возносится для поклонения Всевышнему.

   Во время второго поклонения Всевышний повелевает показать душе ад со всеми его муками. На протяжении 30 дней душа водится по аду. Наконец, в 40-й день она третий раз возносится для поклонения. Здесь праведный судья определяет душе приличное, по её делам в земной жизни, место пребывания.

   Зная загробное состояние почившей души, соответствующее на земле сороковому дню, церковь и родственники, так же, как в 3-й и 9-й дни, спешит на помощь почившему, – служат панихиду…

   Заметим, однако, что в Библии нет даже намёка на то, что душе после смерти человека свойственны «скитанья» на протяжении 40 дней. Наоборот, в ней ясно говорится совсем противоположное. В Новом Завете Христос говорит умирающему на кресте, но уверившего в него разбойнику: «…ныне же будешь со Мной в раю» (Лука 23:23).  «Ныне» – это не сорок дней.

Рассказывая притчу о нищем и богаче, Христос говорит: «Умер нищий и отнесён был ангелами на лоно Авраамово» (Лука 16:22). Здесь так же нет и намёка на сорок дней. И, наконец, в евангельских историях о воскрешении Лазаря, сына вдовы из Наина, дочери Иаира и других, не говорится о каких-либо мытарствах души после смерти «хозяина»…

   После введения князем Владимиром христианства на Руси (988 год) церковный византийский обряд поминания усопших – панихида -  слился со славянским языческим поминальным обрядом – радуницей.

   В радуницу или навий день («навь» – с греческого – покойник) восточные славяне совершали трапезу на могилах умерших. При поминании употреблялись блины и кутья (рис с мёдом).

   В последующем церковь внесла в погребальный культ новые, необходимые для неё (Церкви) элементы, до мелочей отшлифовав весь обряд отпевания и погребения. Но древнерусские блины и кутья, всё же остались…

   Сейчас, по всей видимости, никто не возьмется с точностью сказать: когда именно возникло представление людей о загробном мире, а посему, наверное, прав китайский мудрец Конфуций сказавший: «Если ты не знаешь жизни, что ты можешь знать о смерти?…».

 

ЧТО ВИДЯТ ЛЮДИ В МОМЕНТ КЛИНИЧЕСКОЙ СМЕРТИ.

 

 

 

Подробнее

 

ТОННЕЛЬ НА ТОТ СВЕТ ОТКРЫВАЕТСЯ ВО СНЕ.

 

tunnel-01.jpg

Подробнее

 

Врата ада Документальный фильм.

 

 

 

 

 

Николай МОРДИКОВ.

 

В начало                                                                                                                                         На главную      

  

 

  

 

 Дата создания сайта 11.07.2009 года.

 Последнее обновление страницы 03.11.2016 года.