Главная

yandex

rambler

google

Крепости Керчи

Гостевая книга ( P )

Обратная связь

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:   1. Мифы об апостолах.   2. Апостол Павел.   3. Чему учат послания апостолов?  

 

За время своей земной жизни Иисус Христос собрал около себя тысячи слушателей, последователей, среди которых особенно выделяются 12 ближайших учеников. Их христианская Церковь называет апостолами (греч. apostolos – посланник). Жизнь апостолов изложена в книге Деяния святых, которая входит в Новозаветный канон. А о смерти известно лишь то, что почти все, кроме Иоанна Зеведеева и Иуды Искариота, умерли мученической смертью.

 

 

ФИЛЬМЫ В ТЕМУ.

 

 

 

МИФЫ ОБ АПОСТОЛАХ.

 

 

   Миф об апостолах базируется на Новом завете - христианской части Библии - и последующем церковном придании. Множество противоречий, расхождений и неувязок, которые. как известно, изобилует Священное писание, содержится и в новозаветном повествовании об апостолах. Это обнаруживается уже при первом ознакомлении с рассказами об учениках Христовых, о порядке их "призвания" на апостольское поприще.

   Так, согласно Евангелию от Иоанна (1, 40-49), первые ученики  пришли к Иисусу от проповедника Иоанна Крестителя. Это были галилейские рыбаки Андрей и Иоанн.

   Затем Андрей пришёл к своему брату Симону, тоже рыбаку, и привёл его к Иисусу. Взглянув на Симона, Иисус сразу определил его "душевные качества", и решил соответственно его переименовать, сказав:

   - Ты Симон, сын Ионин: ты наречёшься Пётр, что значит "камень".

   Так появился апостол Пётр. Однако в характере Петра, каким его рисуют новозаветные произведения, трудно найти подходящее обоснование такому прозвищу, носитель которого, при всей своей видимой решимости отнюдь не отличался каменной твёрдостью и впоследствии трижды отрекается от своего учителя.

   Вскоре число апостолов пополнили Филипп и Нафанаил, прозванный Варфоломеем.

   Шестым призванным становится старший брат апостола Иоанна - Иаков Зеведеев, который именуется также Исаковым Большим или Старшим.

 

   По Евангелию от Матфея (4:18-22), первым Иисус призвал "двух братье - Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его", причём здесь уже не говорится, что до этого они были учениками Иоанна Крестителя, а Симон, как явствует из текста, уже носил имя - Пётр. Затем призывается пара других братьев - Иаков и Иоанн Зеведеевы.

 

   Евангелие от Марка (1:16-20) придерживается этой же последовательности призвания апостолов.

 

   Одним из призванных к апостольству был мытарь. Так называли сборщиков налогов, служивших римлянам. Мытари пользовались всеобщей неприязнью, как вымогатели и грабители народа. Согласно Евангелию от Матфея (9:9) этим мытарем был Матфей, которого Иисус застал за сбором пошлин, сказав ему своё обычное "ступай за Мною". Бросив своё занятие, он делается апостолом, с именем которого церковь связывает написание одного из четырёх евангелий.

 

  В Евангелиях от Марка (2:14) и от Луки (6:27) мытаря зовут Левий, в дальнейшем же изложении он выступает под именем Матфей. У Иоанна эпизод с мытарем отсутствует.

  Вслед за Матфеем апостолами становятся его брат Иаков Алфеев (Иаков Меньшой), Леввей (он же Фаддей), Фома и Симон Кананит (по Евангелию от Луки и "Деяниям" - Симон, прозванный Зилотом).

   Последним, двенадцатым по счёту, попал к апостолам некто Иуда из города Кериота, что при слитном произношении и написании превратило его в Иуду Искариота.

   Так, по выражению известного французского писателя Лео Таксиля, который с неиссякаемым остроумием следует за каждой строчкой евангельских писаний, "апостольская дюжина была укомплектована".

   Число двенадцать было тот час восполнено, как только из дюжины  в связи с предательством Иуды выпал один человек. Апостолом был избран некий Матфий.

   В древневосточной мистике числу двенадцать  придавалось особое значение счастливого, "священного" числа. Священным оно почитается и в Ветхом завете, а затем и в христианстве. Автор одного из наиболее ранних новозаветных произведений - "Апокалипсиса" прибегает к символике этого числа и даже упоминает "двенадцать апостолов агнца", то есть Христа (21:14), имена которых не называются. По мере развития мифа эти безликие "апостолы агнца" превращаются в людей, якобы, сопутствовавших земной жизни богочеловека Иисуса Христа, но их количество продолжает играть в Новом завете только символическую роль.

   В евангельском чуде, именуемом "чудесный лов рыбы на Галилейском озере", образно и весьма откровенно рассказывается подлинный смысл " апостольского служения".

   Проходя однажды по берегу этого озера, Иисус застал учеников за своим прежнем промыслом - рыболовством. Но за всю ночь ничего не было поймано. Тогда Иисус сказал Симону-Петру снова забросить сеть. Когда сеть вытаскивали, она стала порываться под тяжестью рыбы, которая наполнила две лодки "так, что они начали тонуть".

   Ученики-рыбаки были потрясены необычным уловом. Иисус же обратился к ним со словами:

   - Идите за мною, и я сделаю вас ловцами человеков.

   Эта заключающая чудо аллегория должна была показать, какой властью над людьми наделяются отныне апостолы, призванные покинуть море Галилейское ради "моря людского" и променять сети рыбацкие на сети христианского вероучения. Оставив свои лодки и жилища, апостолы последовали за Иисусом. Им предстояло теперь "ловить человеков".

   Отметим кстати, что "уловление человеков" христианская церковь, возникшая во II веке, стала считать своей первейшей обязанностью. Папы римские даже изображались с пойманной рыбой в руке как символом такой "уловленной" души.

   Большинство евангельских эпизодов, связанных с апостолами, представляют собой описания различных чудес, которые совершает Иисус в их присутствии. Эти чудеса, как было установлено ещё в XIX веке, оказались просто списанными с библейских чудес Ветхого завета, герои которого типа Еноха, Илии, Елисея и ходили по воде, и насыщали голодных, и воскрешали мёртвых, и "возносились" задолго до Христа.

   Результаты исследования евангелий показали, что они являются записью народных сказаний о Христе и его апостолах. Они существовали первоначально в устной традиции, как любой миф, передавались во множестве вариантов. Очевидно, им позднее приписали вымышленные авторские имена апостолов и последователей Иисуса, чтобы эти сочинения выглядели авторитетнее, как древние и "подлинные" показания "очевидцев".

   Канонические христианские произведения Нового завета оставляли читателей в неведении относительно конца жизни апостолов, авторитет которых как непосредственных учеников Христа всё более возрастал по мере успехов христианства. Только об одном из них - Иакове Большом, брате Иоанна - "Деяния" сообщают, что Ирод Антипа убил его мечом.

   Потребность верующих иметь сведения о дальнейшей судьбе апостолов породила последующую христианскую легенду, или предание. Дополняя, расширяя и расцвечивая канонический рассказ, предание вместе с тем доводило его до конца, завершая, таким образом, новозаветный миф о двенадцати апостолах Христа. 

   Христианское предание складывалось как из предания церковного, вошедшего в различные писания "отцов церкви", так и народного, отражённого в богатой апокрифической литературе.

   Согласно преданию, многие апостолы возглавили христианские церкви и проповедовали. Пётр основал церковь в Риме. Иаков Меньшой стал епископом иерусалимским, Иоанн, по преданию малоазийской церкви, действовал в Ефесе, Фома добрался до Индии, где под видом архитектора проникал ко дворам тамошних правителей. Когда обман открылся, апостол обратился к Богу с молитвой, в результате которой в одну ночь на пустом месте чудом вырос дворец.

   Церковная легенда сообщает далее, что почти все апостолы, подвергавшиеся беспрерывным гонениям со стороны иудеев и язычников, в конце концов претерпевали мученическую сметь. Один только Иоанн сумел якобы уцелеть. Он перенёс бичевание, затем язычники пытались отравить его, но яд не подействовал. Тогда его бросили в котёл с кипящим маслом, но и тут Бог не дал ему умереть, а сделал даже так, что Иоанн вышел из котла ещё более здоровым и юным.

   Иаков иерусалимский был сброшен иудеями с крыши высокого храма на камни церковного двора. Фома погиб из-за того, что обратил в христианство жену и сестру иудейского властителя.

   Пётр, якобы, был казнён в 64 году, во времена Нерона, когда христиане подвергались жестоким преследованиям. Легенда о пребывании апостола Петра в Риме стала религиозным оправданием для притязаний католической церкви на главенство над христианским миром. Обращаясь к евангельскому мифу, римские епископы стали принимать в свой адрес все якобы произнесённые Иисусом Христом фразы, где подчёркивается приоритет Петра как главного из апостолов перед другими апостолами: "Ты камень, Пётр, и на камне сем я создам церковь Свою".

   "Идам тебе ключи Царства Небесного".

   "Пётр... Паси овец Моих".

   Папско-католическая версия легенды о Петре стала со временем церковной доктриной, обосновавшей саму идею папства. Появилось учение о том, что "князь апостолов", двадцать пять лет был первым епископом Рима, основателем "Римской кафедры" ("Римского престола"), а папа стал его непосредственным преемником, которому будто сам Пётр передал свою власть. Так римские папы объявили себя "наместниками святого Петра на земле".

   Отстаивая интересы своих церквей о притязаний папства, протестантские и православные богословы оспаривали легенду о Петре. Протестанты, например, говорят, что Пётр вовсе не был в Риме, а православные церковники заявили, что епископство Петра в Риме никак не могло продолжаться двадцать пять лет, и в доказательство приводили "хронологию": в 50-м году Пётр находился в Иерусалиме и присутствовал на апостольском соборе, а не позднее чем через четырнадцать лет был распят.

 

 

..

 

 

 

 

 

   В Новом завете и последующем предании фигурирует ещё один персонаж, который, однако, согласно христианским сочинениям, не входит в "коллегию двенадцати" и даже никогда не видел Иисуса Христа.

   Это апостол Павел.

   Ревностный иудей из малоазийского города Тарса, он вначале носил имя Савла и выступает как яростный гонитель христиан. "Дыша угрозами и убийством", он отправился в Дамаск, но на пути к городу, где он собирался учинить новые злодеяния, происходит христианское "прозрение" Савла.

   В "Деяниях апостолов" это событие от имени самого Павла описывается так: "Около полудня вдруг осиял меня великий свет с неба. Я упал на землю и услышал голос, говорящий мне: Савл, Савл! сто ты гонишь Меня? Я отвечал: кто ты?.. Он сказал мне: Я Иисус Назорей, которого ты гонишь" (Глава 22, стихи 6-8).

   Спутники Савла якобы видели свет и "пришли в страх", но голоса не слышали. Голос же повелел Савлу иди дальше в Дамаск, где ему будет сказано, что делать. Поднялся Савл, но не знает, куда ступить: ослеп. Бывшие с ним за руку привели его в Дамаск, где три дня он е видел, не ел и не пил, пока посланный Иисусом не явился к нему некий старец, который прикосновением руки исцелил Савла от слепоты, сказав "брат прозри" и крестил его ("Деяние апостолов", глава 9, стих22).

   С этого времени ненавистник христианства становится страстным проповедником нового учения. Он совершил множество путешествий, не раз попадал в кораблекрушение, но, невзирая на трудности, попадал из далёких стран Азии в Грецию и Италию, по преданию, достиг даже испанских и британских берегов.

   Согласно церковной версии, неустанная миссионерская и значительная литературная деятельность, которой посвятил себя Павел, став после чудесного своего "обращения" воинствующим проповедником христианства, привела к возникновению новых его очагов как в Азии, так и по всему средиземноморскому побережью. Из всех апостолов, согласно христианской традиции, Павел основал наибольшее количество церквей, и богословы иногда придают ему значение чуть ли не второго основателя христианства.

   Предание сообщает также, что Павел был казнён в один день с Петром и что перед смертью апостолы простились, после чего их повели в разные мечта на казнь. Это произошло якобы 29 июня, и в этот день церковь стала отмечать память апостолов Петра Павла, не посчитавшись с тем, что целый ряд "святых отцов", таких, например, как Ириней и Юстиан, уверяли, будто Павел на пять лет пережил Петра, а Климент заявлял, что год смерти того и другого вообще не установлены.

   По церковным свидетельствам, мощи Петра и Павла неоднократно переносились, подвергались разграблению сарацинами, причём уже в древности высказывались сильные сомнения относительно их "подлинности". Бытавала также версия о том, что в IV веке папа Сильвестр умышленно перемещал кости обоих апостолов, чтобы поставить в равное положение и под апостольское покровительство область Кампанию с храмом Павла и город Рим, где находился храм Петра.

   Позднее, в эпоху Возрождения, воздвигается знаменитый собор Петра в Риме. Разумеется, утверждение католической церкви о том, что он построен над мощами Петра, не имело под собой ни малейших оснований. В XX веке сами папы были вынуждены выступить с заявлением об отсутствии "точных доказательств" принадлежности тех или иных останков "основателю римской кафедры".

   Апостол Павел - "великий апостол язычников" - оказался вне апостольских списков евангелий. Он появляется в Новом завете в связи с приписанным ему авторством тринадцати или четырнадцати посланий и в "Деяниях апостолов".

   Христианской предание. как уже  говорилось, относит жизнь Павла к I-му веку. Датировка же источников, содержащих биографические сведения  Павле, отдаляют их от традиционных представлений о времени его жизни.

   Историография раннего христианства породила обширную литературу, много мнений и споров, вызванных изучением характера текстов, проблем авторства и хронологии этих источников. Во всяком случае, исходя из их содержания, можно констатировать одно: Павел никогда не знал Иисуса. Это подтверждается и тем, что в посланиях, названных его именем, с самого начала выступает миф о воплотившимся Боге, а не деятельность реально существующего Иисуса.

 

   ...


 

 

Апостол Павел (Савл, Саул) — «апостол язычников» (Рим.11:13), не входивший в число Двенадцати апостолов и участвовавший в юности в преследовании христиан.

Пережитый Павлом опыт встречи с воскресшим Иисусом Христом привёл к обращению и стал основанием для апостольской миссии. Павлом были созданы многочисленные христианские общины на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Послания Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета и являются одними из главных текстов христианского богословия.

 

 

 

 

 

 


Нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, не не обрезания, варвара. Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.
    Апостол Павел

 


 


Главными источниками сведений о жизни и проповеди Павла являются книги Нового Завета: Деяния святых Апостолов и Послания Павла. Аутентичные послания являются первичными источниками, содержащими свидетельство от первого лица и современными исследуемым событиям.

Вопрос о том, какие именно из 14 новозаветных посланий, традиционно приписываемых апостолу Павлу, в действительности принадлежат ему, рассмотрен ниже и в статьях, посвящённых отдельным посланиям.

Свидетельства Посланий требуют критического подхода. Павел небеспристрастен и непосредственно вовлечён в упоминаемые события, поэтому при чтении Посланий необходимо принимать во внимание его склонность к той или иной интерпретации фактов.
 



Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.
Апостол Павел

 



Необходимо также, насколько это возможно, учитывать адресата послания и ситуацию, в которой оно было написано, поскольку это влияет на риторику письма и характер возвещения Евангелия (керигмы).

Деяния Апостолов, датируемые большинством исследователей концом 70-х — первой половиной 80-х годов, написаны уже после смерти Павла и являются источником, содержащим сведения из вторых рук.

Возможное исключение — так называемые «мы-отрывки» (Деян.16:10–17, 20:5–8, 27:1–16 — все три отрывка относятся к морским путешествиям Павла), в которых автор внезапно начинает повествование от первого лица.

 


И не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление.
Апостол Павел

 



Не исключено, что этим он подчёркивает, что был свидетелем описываемых событий; существует даже предположение, что это отрывки из дневника, который Лука или кто-то другой вёл во время путешествия.

Достоверность свидетельств книги Деяний существенно повышается, если они находят хотя бы косвенное подтверждение в Посланиях или других источниках (включая упоминание тех или иных реалий у античных авторов, археологические находки и др.). Подробнее о проблемах источников и историчности Деяний см. статью Деяния святых Апостолов.

Послания Павла — основной источник сведений о его вере, учении и мировоззрении. Приводимые в Деяниях речи Павла нельзя считать безусловно подлинными.

 

 


А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам,а потом Ева. И не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление.
Апостол Павел

 



Сопоставление книги Деяний, основным действующим лицом второй половины которой является Савл-Павел, с упоминаниями мест, лиц и путешествий в Посланиях позволяет в некоторой мере реконструировать жизнь Павла, прежде всего во время его миссионерских путешествий (прибл. 46–61 гг.). Существует ряд противоречий между Деяниями и Посланиями; в таких случаях, как правило, предпочтение отдаётся свидетельству Посланий.

О Павле несколько раз упоминается в писаниях мужей апостольских. Павел также является действующим лицом или ложным автором ряда новозаветных апокрифов, но ценность этих книг как источников информации об историческом Павле неизмеримо ниже.

К числу таких апокрифов относятся Деяния Павла, Псевдо-Клементины, Деяния Петра и Павла, Апокалипсис Павла, апокрифические послания Павла и к Павлу (включая переписку с Сенекой) и др.

 

 


Где нет закона, нет и преступления. Итак что же? Имеем ли мы преимущество? Нисколько; ибо мы уже доказали, что как иудеи, так и Еллины, все под грехом.
Апостол Павел

 



Павел — еврей средиземноморской диаспоры, родившийся в Тарсе, главном городе Киликии и одном из крупнейших центров эллинистической культуры. Еврейское имя Павла — Савл (эллинизированная форма имени Саул). Павел происходил из колена Вениаминова, и, вероятно, был назван в честь принадлежавшего к тому же колену библейского царя Саула.

Отец Павла был фарисеем (Деян 23:6), и сам Павел был воспитан в традициях фарисейского благочестия. При этом Павлу перешло от отца римское гражданство, что говорит о высоком статусе семьи, поскольку в то время лишь немногие обитатели провинций Римской империи обладали статусом гражданина.

С этим, вероятно, связано наличие у Савла римского имени лат. Paulus, то есть «маленький». Впоследствии, называя себя «наименьшим из апостолов» (1 Кор 15:9), Павел возможно обыгрывал смысл своего имени.

 


Где Дух Господень, там свобода.
Апостол Павел

 

 


В Деян 22:3 Павел говорит о себе: «Я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе (то есть, в Иерусалиме) при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе».

Если это свидетельство Деяний, не находящее, правда, подтверждения в Посланиях, верно, то Павел обучался Торе и искусству её раввинистической интерпретации у одного из самых знаменитых учителей того времени, раввина Гамалиила Старшего.

Примеры раввинистического толкования можно найти в посланиях Павла, причём в качестве толкуемого текста выступает не Тора на древнееврейском, а её греческий перевод, Септуагинта.

 




Если я говорю языками человеческими и ангельскими, Я любви не имею, то я - медь звенящая, или кимвал звучащий.
Апостол Павел

 



Во времена Павла этот перевод широко использовался среди евреев диаспоры, чьим родным языком как правило был греческий (позже, в ходе роста противостояния с христианством, иудеи практически отказались от использования Септуагинты).

Павел был обучен ремеслу — шитью палаток (Деян 18:3). Возможно, это является косвенным указанием на то, что Павел собирался стать раввином: за обучение Торе нельзя было брать деньги, поэтому все рабби зарабатывали себе на жизнь тем или иным ремеслом. В посланиях Павел не раз упоминает, что не был обузой для общины, поскольку кормил себя сам (см., например, 1 Кор 9:13–15).

В 1 Кор 7:8 Павел пишет: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я». Был ли сам Павел безбрачным или вдовцом, в Новом Завете не сказано. Однако, поскольку для правоверного иудея было странным и даже позорным оставаться холостым, вполне возможно, что Павел был женат, но рано овдовел.

 


Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать.
Апостол Павел

 

 


Согласно преданию, святые мученицы Зинаида Тарсийская и Филонила являются родственницами (по некоторым данным — родными сёстрами) апостола Павла.

Наряду со знанием Торы, из Нового Завета очевидно знакомство Павла с общими местами греко-римской культуры того времени: философии, литературы, религии и, прежде всего, риторики. По широко распространенной версии, послания Павла написаны на живом идиоматическом греческом языке.

По другой, существует четкое доказательство применения игры слов, стихосложения проявляющихся только на арамейском языке. Родной город Павла Тарс был одним из центров эллинистической образованности, уступавшим в этом отношении лишь Александрии и Афинам.

Правда, неизвестно, в каком возрасте Павел покинул Тарс и отправился на учёбу в Иерусалим, но известно (Деян 9:30), что уже после обращения Павел был вынужден вернуться на длительное время на родину, чтобы избежать преследований со стороны бывших соратников.

Было убедительно показано, насколько широко в речах и посланиях Павла используются приёмы античной риторики. Можно также отметить, что многие из встречающихся в Новом Завете цитат или аллюзий на произведения секулярных античных авторов приводятся Павлом или, по крайней мере, вкладываются в его уста. Многие исследователи пытались также найти в богословии Павла следы влияния малоазийских мистериальных культов.

Судя по Деяниям святых Апостолов, Павел был моложе Иисуса. Весьма вероятно, что оба они находились в Иерусалиме в одни и те же пасхальные дни. Однако в Новом Завете нет никаких свидетельств о том, что Павел видел Иисуса до казни.

В 7–9 главах Деяний Апостолов несколько раз говорится об активном участии Павла (называемого вплоть до Деян 13:9 исключительно Савлом) в гонениях на раннюю христианскую церковь; сам Павел также упоминает в ряде посланий, что до обращения участвовал в преследовании христиан.

Впервые Савл упоминается в 7-ой главе Деяний, в сцене избиения камнями первомученика Стефана. Проповедника Стефана привлекли к суду за богохульство представители синагог «эллинистов» (евреев, приехавших в Иерусалим из диаспоры и говоривших на греческом языке), в частности, выходцев из Киликии (Деян 6:9), одним из которых мог быть Савл.

В Деяниях описан суд над Стефаном, но непонятно, был ли ему вынесен смертный приговор, или его побила камнями разгневанная толпа, не ставшая дожидаться окончания суда.

Гонения, в которых принял участие Павел, были вызваны ранней христианской проповедью, становившейся неприемлемой для ортодоксального иудаизма из-за таких моментов как:
* Проповедь распятого Мессии. «…мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн…» (1 Кор 1:23). Такая проповедь воспринималась как богохульство, поскольку распятие было особо позорной казнью, несовместимой с богоизбранностью Мессии, который должен прийти как царь и победитель. В Гал 3:13 Павел цитирует Второзаконие 21:23: «Проклят всяк, висящий на древе». Для Павла-фарисея было немыслимо видеть в распятом и, следовательно, проклятом преступнике Мессию.
* Критика храмового культа. Многие исследователи считают, что уже в это время в среде христиан из «эллинистов», таких, как Стефан, стало проявляться критическое отношение к еврейской сосредоточенности на Иерусалиме и Храме, плохо совместимой с вселенским характером христианского благовестия. В речи Стефана перед Синедрионом, в написании которой Лука мог опираться на источник, довольно точно передающий взгляды «эллинистов», содержатся открытые нападки на Храм. Возможно, именно критика храмового культа и стала основной причиной преследований.

В ранних гонениях на христиан можно видеть попытку синагогальных общин, находившихся под всецелым влиянием фарисеев, навести порядок в своей среде путём «дисциплинарного» наказания неортодоксальных взглядов.

Именно таким наказанием могли быть упоминаемые Павлом бичевание (5 раз по 40 ударов без одного) и тюремное заключение, которым он подвергся уже став христианином (2 Кор 11:23–24). Не исключено, что преследования христиан велись в основном в эллинистских общинах, членом одной из которых мог быть Савл.

Основную роль в преследованиях играли, по всей видимости, фарисеи, но в них могло принять участие и храмовое саддукейское священство. В Деян 9:1–2 фарисей Савл получает от саддукейского первосвященника полномочия привести в Иерусалим для наказания христиан из Дамаска.

Как повествует книга Деяний, на пути в Дамаск он неожиданным образом услышал неведомый голос «Савл! Савл! Что ты гонишь меня?» и на три дня ослеп (9:8–9). Приведенный в Дамаск, он был исцелен христианином Ананием и крестился (9:17–18). Затем новозаветные сведения о дальнейшей судьбе Павла разнятся.

Автор Деяний утверждает, что тот прибыл в Иерусалим, но местные христиане долго не могли принять его. Только заступничество Варнавы примирило Павла с апостолами (9:26–27). Сам же Павел в послании к Галатам сообщает, что он после Дамаска не пошел в Иерусалим, но отправился проповедовать в Аравию, после чего вернулся в Дамаск.

И лишь через три года он осмелился встретиться с апостолом Петром (Гал1:17–18). Заручившись поддержкой апостола Петра, Павел останавливается в Антиохии, где его сподвижниками становятся Варнава и Марк (Деян.12:24).

Затем Павел 14 лет занимается проповедническим служением в Сирии и Киликии, где он вызывает нарекания со стороны иудео-христиан (фарисейской ереси) за отрицание необходимости обрезания. Споры между сторонниками Павла и его противниками требуют созыва Апостольского собора (Деян.15:1–6).

Когда в Антиохию прибывает Петр, то у него с Павлом начинаются прения (Гал 2:11–14). Впоследствии Павел распространяет свою проповедь на Европу, проповедуя на Балканах (Филиппы, Фессалоники, Афины, Коринф) и в Италии. Одним из самых значимых его посланий является Послание к Римлянам, написанное в 58 году в Коринфе и адресованное христианской общине Рима.

Апостол Павел стал ревностным проповедником Евангелия в Палестине, Греции, Малой Азии, Италии и других регионах античного мира. Согласно книге Деяний, во время празднования воскресного дня в Троаде апостол Павел воскресил юношу по имени Евтих, который сидел на окне и, заснув, упал вниз с третьего этажа.

За распространение веры Христовой апостол Павел перенес много страданий и был обезглавлен в Риме при Нероне в 64 году (по другой версии — в 67–68 гг.). На месте его погребения ученики оставили памятный знак, который позволил императору Константину разыскать это место и построить там церковь Сан-Паоло-фуори-ле-Мура.

Православные христиане отмечают память Петра и Павла в один день — (12 июля н. ст.), католики 29 июня, как двух наиболее почитаемых апостолов, называемых первоверховными святыми апостолами за особо ревностное служение Господу и распространение веры Христовой.

В день памяти апостола Павла 29 июня 2009 года, папа римский Бенедикт XVI рассказал, что впервые в истории было проведено научное исследование саркофага, находящегося под алтарем римского храма Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. По словам папы, в саркофаге были обнаружены «…мельчайшие фрагменты костей, которые были подвергнуты исследованию с использованием углерода-14 экспертами, не знавшими об их происхождении. Согласно результатам, они принадлежат человеку, жившему между I и II веком».

«Это, похоже, подтверждает единодушную и бесспорную традицию, согласно которой речь идет об останках апостола Павла», — заявил понтифик на церемонии по случаю завершения торжеств, связанных с 2000-летием святого Павла. Вскрывать древнюю находку долго не решались. Саркофаг пытались просветить рентгеновскими лучами, но камень оказался слишком толстым.

«В саркофаге, никогда ранее не открывавшемся на протяжении веков, было проделано малейшее отверстие для введения зонда, посредством которого были обнаружены следы драгоценной льняной ткани, окрашенной в пурпурный цвет, пластина из чистого золота и ткань голубого цвета с волокнами льна. Было обнаружено присутствие красного ладана, а также белковых и известковых соединений». Понтифик пообещал, что, когда ученые закончат исследования, саркофаг с мощами будет доступен для поклонения верующих.
 

 

 

 

 

АНДРЕЙ

Апостол Андрей (Андрей Первозванный) был родным братом апостола Петра. Андрея Христос первым позвал в ученики, в связи с чем этого апостола часто называют Первозванным. Согласно Евангелию от Матфея и от Марка призвание Андрея и Петра состоялось близ Галилейского озера. Апостол Иоанн описывает призвание Андрея, состоявшееся около Иордана сразу после крещения Иисуса (1, 35-40).

 

Еще в юности Андрей решил посвятить себя служению Богу. Сохраняя целомудрие, он отказался вступить в брак. Услышав о том, что на реке Иордан Иоанн Предтеча проповедует о приходе Мессии и призывает к покаянию, Андрей оставил все и отправился к нему.

Скоро юноша стал ближайшим учеником Иоанна Крестителя.

Писание доносит весьма скудные сведения об апостоле Андрее, но и из них можно составить вполне ясное представление о нем. На страницах Евангелия от Иоанна Андрей появляется дважды. Это он говорит с Иисусом о хлебах и рыбе перед чудом насыщения пяти тысяч людей, а также вместе с апостолом Филиппом приводит к Иисусу эллинов.

До последнего дня земного пути Спасителя Андрей следовал за ним. После крестной гибели Господа святой Андрей стал свидетелем Воскресения и Вознесения Христова. В день Пятидесятницы (то есть через пятьдесят дней после Воскресения Иисуса) в Иерусалиме произошло чудо сошествия Святого Духа: апостолы получили дар исцелять, пророчествовать и способность рассказывать на разных языках о делах Христа.

Ученики Иисуса разделили между собой страны, куда они должны были нести евангельскую проповедь, обращая язычников к Богу. Андрею выпали по жребию Вифиния и Пропонтида с городами Халкидон и Византия, а также земли Фракии и Македонии, Скифии и Фессалии, Эллады и Ахайи. И он прошел эти города и страны. Почти везде, где оказывался апостол, власти встречали его жестокими гонениями, но, подкрепляемый силой своей веры, апостол Андрей достойно переносил все бедствия во имя Христа. "Повесть временных лет" рассказывает о том, что по прибытии в Корсунь Андрей узнал, что неподалеку находится устье Днепра, и, решив отправиться в Рим, поднялся вверх по реке.

Остановившись на ночлег в месте, где впоследствии был построен Киев, апостол, поднялся на холмы, благословил их и водрузил крест.

После апостольского служения в землях будущей Руси, святой Андрей посетил Рим, откуда возвратился в ахайский город Патры. В этом месте святому Андрею суждено было закончить свой земной путь, приняв мученическую смерть. По преданию, в Патрах он остановился у одного уважаемого человека по имени Сосия и избавил его от тяжелой болезни, после чего обратил в христианство жителей всего города.

Правителем в Патрах был в то время римский проконсул по имени Егеат Антипат. Его жена Максимилла уверовала во Христа после того, как апостол исцелил ее от тяжкого недуга. Однако сам правитель не принял проповедь апостола, одновременно начались преследования христиан, которые называли нероновскими гонениями.

Егеат велел бросить апостола в темницу , а затем приказал распять его. Когда слуги вели святого Андрея на казнь, народ, не понимая, в чем он согрешил, и за что его ведут на распятие, пытался остановить слуг и освободить его. Но апостол умолял людей не препятствовать его страданиям.

Издали заметив косой крест в виде буквы "Х", поставленный для него , апостол благословил его.

Егеат приказал не прибивать апостола гвоздями, а, чтобы продлить страдания, его привязали, как и брата, вниз головой. Еще два дня проповедовал апостол с креста. На второй день Андрей стал молиться, чтобы Господь принять его дух. Так закончился земной путь Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного. А косой крест, на котором апостол Андрей принял мученическую кончину, с тех пор называется Андреевским крестом. Распятие это считается совершившимся около 70-го года.

 

 

ИОАНН

 

Апостол Иоанн (Иоанн Богослов, Иоанн Зеведеев) - автор Евангелия от Иоанна, Книги Откровения и трех посланий, вошедших в Новый Завет. Иоанн был сыном Зеведея и Саломии, дочери Обручника Иосифа. Младший брат апостола Иакова. Иоанн также, как и братья Петр и Андрей был рыбаком. Он ловил рыбу с отцом и братом Иаковом, когда его позвал в ученики Христос. Он оставил отца в лодке, а сам с братом последовал за Спасителем.

Апостол известен как автор пяти книг Нового Завета: Евангелия от Иоанна, 1-го, 2-го и 3-го послания Иоанна и Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса). Имя Богослов апостол получил из-за именования Иисуса Христа в Евангелии от Иоанна Словом Божьим.

На Кресте Иисус поручил Иоанну заботиться о своей матери Деве Марии.

О дальнейшей жизни апостола известно только из церковных преданий, согласно которым, после Успения Матери Божией Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Эфес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Находясь в городе Эфесе, апостол Иоанн проповедовал язычникам о Христе. Проповедь его сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число христиан увеличивалось с каждым днем.

Во время гонений на христиан, Иоанн был отведен в кандалах на суд в Рим. За исповедание веры в Христа апостол был приговорен к смерти через отравление. Однако выпив чашу со смертельным ядом, он остался жив. Тогда ему была назначена новая казнь - котел с кипящим маслом. Но и это испытание апостол, согласно преданию, прошел невредимым. Увидя это чудо, палачи не решились более искушать волю Господа, и сослали Иоанна Богослова в ссылку на остров Патмос, где он прожил много лет.

После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжил проповедовать, поучая христиан остерегаться возникающих ересей. Около 95 года апостол Иоанн написал Евангелие, в котором завещал всем христианам любить Господа и друг друга, и этим исполнить Закон Христов.

Апостол Иоанн прожил на земле более 100 лет, оставаясь единственным живым человеком, видевшим воочию Иисуса Христа.

Когда настало время смерти, Иоанн ушел из города с семью учениками и велел выкопать для него в земле крестообразную могилу, в которую и лег. Ученики закрыли лицо апостола платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали его, но не нашли в могиле тела Иоанна Богослова.

 

 

ПЁТР

 

   Апостол Петр (Симон) родился в Вифсаиде на северном берегу Галилейского озера в семье простого рыбака Ионы. Он был женат и вместе со своим братом Андреем промышлял рыбной ловлей. Имя Петр (Petrus - от греческого слова "камень", "скала", арамейское "кефас") ему дал Иисус, который, встретив Симона и Андрея, сказал им:

   «Идите за мной, я вас сделаю ловцами человеков».

   Став апостолом Христа, Петр оставался с ним до конца земной жизни Иисуса, став одним из любимых учеников. По характеру Петр был очень живой и вспыльчивый: именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу. Он же отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду.

   В ночь после ареста Иисуса Петр, как и предсказывал Учитель, боясь навлечь на себя неприятности, трижды отрекся от Христа. Но позже раскаялся и был прощен Господом. С другой стороны, Петр первым, не раздумывая, ответил Иисусу, спросившему учеников, что они о нем думают, «Ты есть Христос, сын Бога живого».

   После вознесения Господа апостол Петр проповедовал учение Христа в разных странах и совершал необыкновенные чудеса: воскрешал мертвых, исцелял больных и немощных. По преданию (Иероним Стридонский. О знаменитых мужах, гл. I), Петр 25 лет (с 43 по 67 годы н.э.) занимал пост епископа Рима. Впрочем, это предание является довольно поздним, и поэтому большинство современных исследователей полагает, что апостол Петр прибыл в Рим лишь в начале 60-х годов I века н.э.

   Во время гонений Нерона на христиан апостол Петр был распят на перевернутом кресте в 64 году (по другой версии в 67-68 году), вниз головой.

   Последнее – по собственному желанию апостола, поскольку Петр считал себя недостойным умереть точно такой же смертью, что и Христос.

 

 

ФИЛИПП

 

Апостол Филипп упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея, от Марка, от Луки, а также в Деяниях Апостолов. Евангелие от Иоанна сообщает, что Филипп был родом из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром и призван за ними третьим. Филипп привел к Иисусу Нафанаила (Варфоломея). На страницах Евангелия от Иоанна Филипп появляется еще трижды: он беседует с Иисусом о хлебе для множества народа, приводит к Иисусу эллинов и просит Иисуса на Тайной вечере показать Отца.

Согласно Клименту Александрийскому и Евсевию Кесарийскому, Филипп был женат и имел дочерей.

Филипп проповедовал Евангелие в Скифии и Фригии. За проповедническую деятельность был казнен (распят головой вниз) в 87 году (во время правления римского императора Домициана) в городе Иераполисе в Малой Азии.

Память апостола Филиппа Католическая Церковь отмечает 3 мая, а Православная Церковь 27 ноября: в этот день начинается Рождественский пост, поэтому его иначе называют Филипповым.

 

 

ВАРФОЛОМЕЙ

 

Существует единодушное мнение библеистов о том, что упомянутый в Евангелии от Иоанна Нафанаил это одно лицо с Варфоломеем. Следовательно, апостол Варфоломей один из первых учеников Христа, призванный четвертым вслед за Андреем, Петром и Филиппом. В сцене призвания Нафанаила-Варфоломея он произносит знаменитую фразу: "Из Назарета может ли быть что доброе?"

Иисус, увидев его, говорит: "Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства".

Согласно преданию, Варфоломей вместе с Филиппом проповедовал в городах Малой Азии, особенно в связи с именем апостола Варфоломея упоминают город Иераполь. Согласно ряду исторических свидетельств, проповедовал он также в Армении, в связи с чем особо почитается в Армянской апостольской Церкви. Погиб мученической смертью: с него живьем содрали кожу.

 

 

 

ИАКОВ

 

Апостол Иаков (Иаков Зеведеев, Иаков Старший) - старший брат Иоанна Богослова. Иисус называл братьев Воанергес (дословно «сыновья грома»), очевидно за порывистый характер. Этот характер в полной мере проявился, когда они хотели низвести с неба огонь на самарянское селение, а также в просьбе дать им места в Царстве Небесном по правую и левую сторону от Иисуса. Вместе с Петром и Ианном он стал свидетелем воскрешения дочери Иаира, и лишь им позволил Иисус стать свидетелями Преображения и Гефсиманского борения.

После Воскресения и Вознесения Иисуса Иаков появляется на страницах Деяний апостолов. Он участвовал в устроении первых христианских общин. В Деяниях сообщается и о его смерти: в 44 году царь Ирод Агриппа I «убил Иакова, брата Иоанна, мечом».

Стоит отметить, что Иаков - единственный из апостолов, чья смерть описана на страницах Нового Завета.

Мощи Иакова были перевезены в Испанию, в город Сантьяго-де-Компостела. Вторичное обретение мощей святого произошло в 813 году. Тогда же возникла легенда о проповеди самого Иакова на Пиренейском полуострове. К XI веку паломничество в Сантьяго приобрело статус второго по значимости паломничества (после паломничества в Святую Землю).

Когда день поминовения апостола Иакова, 25 июля, выпадает на воскресенье, то в Испании объявляется «год святого Иакова». В конце XX века традиция паломничества возродилась. В честь апостола Иакова названа столица Чили Сантьяго.

 

 

МАТФЕЙ

 

Левий Матфей стал автором Евангелия от Матфея. Иногда Евангелия его называют Левий Алфеев, то есть сын Алфея. Левий Матфей был мытарем, то есть сборщиком пошлин. В тексте Евангелия от Матфея апостол назван «Матфей мытарь», что, возможно, указывает на смирение автора.

Ведь мытари глубоко презирались иудеями.

Евангелие от Марка и Евангелие от Луки сообщают о призвании Левия Матфея. Однако о дальнейшей жизни Матфея почти ничего не известно. По одним источникам, он проповедовал в Эфиопии, где и был замучен; по другим, он был казнен за проповедь христианства все в том же малоазийском городе Иераполис.

Апостол Матфей считается покровителем города Салерно (Италия), где хранятся его останки (в базилике Сан-Маттео), а также - покровителем вовсе не налоговиков, что первое приходит на ум, а бухгалтеров.

 

 

ИАКОВ АЛФЕЕВ

 

Во всех четырех Евангелиях имя Иакова Алфеева приводится в списке апостолов, однако других сведений о нем не сообщается.

Известно, что он был сыном Алфея (или Клеопы) и Марии, сестры Девы Марии, а значит, двоюродным братом Иисуса Христа.

Именование Младший, или Меньшой Иаков получил для того, чтобы его легче было отличить от другого апостола — Иакова Старшего, или Иакова Зеведеева.

Согласно церковной традиции, апостол Иаков является первым епископом Иерусалимской Церкви и автором канонического Соборного Послания. С ним связывается весь круг постбиблейских патериковых историй о жизни и мученической смерти Иакова Праведного.

После Сошествия Святого Духа апостол Иаков Алфеев совершал миссионерские путешествия вместе с апостолом Андреем Первозванным, проповедуя в Иудее, Эдессе, Газе, Елевферополе. В египетском городе Острацыне святой Иаков мученически завершил свои апостольские подвиги крестной смертью.

 

 

ЛЕВВЕЙ (ФАДДЕЙ)

 

Иуда Фаддей (Иуда Иаковлев или Леввей) - брат Иакова Алфеева, сын Алфея или Клеопы ( и соответственно, еще один двоюродный брат Иисуса). В Евангелии от Иоанна Иуда на Тайной Вечере задает вопрос Иисусу о его грядущем воскресении.

При этом он назван «Иуда, не Искариот», чтобы отличить его от Иуды предателя.

В Евангелии от Луки и Деяниях апостол назван Иудой Иаковлевым, что традиционно понималось как Иуда, брат Иакова. В Средние века апостол Иуда зачастую отождествлялся с Иудой, родным братом Иисуса Христа, упомянутым в Евангелии от Марка. Сейчас большинство библеистов полагают апостола Иуду и Иуду, «брата Господня», разными лицами. Определенную трудность в связи с этим вызывает установление авторства Послания Иуды, включенного в канон Нового Завета, которое может принадлежать перу обоих.

Согласно преданию, апостол Иуда проповедовал в Палестине, в Аравии, Сирии и Месопотамии, и умер мученической смертью в Армении во второй половине I века н. э.

 

 

ФОМА

 

Апостола Фому называли Дидим - «близнецом» - настолько он был внешне похож на Иисуса. Один из моментов евангельской истории, связанный с Фомой - «уверение Фомы». В Евангелии говорится, что Фома не поверил рассказам других учеников о Воскресении Иисуса Христа, пока не увидел собственными глазами раны от гвоздей и пробитые копьем ребра Христа.

Выражение «Фома неверующий» (или «неверный») стало нарицательным именем для недоверчивого слушателя.

"Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким".

Апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. Проповедь Евангелия апостол запечатлел мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) святой апостол был заключен в темницу, где его долго пытали. Просле чего, пронзенный пятью копьями, он умер. Части мощей святого апостола Фомы есть в Индии, Венгрии и на Афоне.

В честь Фомы названы остров Сан-Томе и столица государства Сан-Томе и Принсипи город Сан-Томе.

 

 

СИМОН КАНАНИТ

 

Сведения в Евангелиях о Симоне Кананите крайне скудны. Он упомянут в Евангельских списках апостолов, где зовется Симоном Зилотом или Симоном Кананитом, чтобы отличить его от Симона Петра. Никаких других сведений об апостоле Новый Завет не приводит. Имя Кананит, которое библеисты иногда ошибочно толковали как «из города Каны», на самом деле имеет в древнееврейском то же значение, что и греческое слово "зилот" - "ревнитель". Либо это было собственным прозванием апостола, либо могло означать его принадлежность к политико-религиозному движению зилотов (зелотов) - непримиримых борцов с римским владычеством.

Согласно преданию святой апостол Симон проповедовал учение Христово в Иудее, Египте и Ливии. Возможно, проповедовал вместе с апостолом Иудой Фаддеем в Персии. Есть сведения (неподтвержденные) о посещении апостолом Симоном Британии.

По преданию апостол принял мученическую кончину на Черноморском побережье Кавказа: был заживо распилен пилой.

Погребен в городе Никопсии, местоположение которого также вызывает споры. Согласно официальной теории, этот город - нынешний Новый Афон в Абхазии; по другой (более вероятной), он находился на месте нынешнего поселка Новомихайловского в Краснодарском крае. В XIX веке на предполагаемом месте подвигов апостола, близ Апсарской горы, был сооружен Новоафонский монастырь Симона Кананита.

 

 

ИУДА ИСКАРИОТА

Иуда Искариот (Йеhуда иш-Крайот, «Иегуда из Кериофа») - сын Симона, апостол, предавший Иисуса Христа. Прозвище «Искариот» в среде апостолов Иуда получил для отличия от другого ученика Христа, сына Иакова, Иуды, прозванного Фаддеем. Ссылаясь на географическое расположение города Кериоф (Крайот), большинство исследователей сходится во мнении, что Искариот был единственным представителем колена Иудина среди апостолов.

После того как Иисус Христос был приговорен к распятию, Иуда, предавший его, возвратил 30 сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: «Согрешил я, предав кровь невинную». Они же ответили: «Что нам до того?» Оставив сребреники в храме, Иуда ушел и повесился.

Поверье гласит, что Иуда повесился на осине, которая с тех пор стала дрожать от ужаса при малейшем ветерке, вспоминая предателя. Однако приобрела свойства магического оружия, способного поражать вампиров.

После предательства и самоубийства Иуды Искариота ученики Иисуса решили выбрать нового апостола на место Иуды. Они выбрали двух кандидатов: «Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия» и, помолившись Богу, чтобы он указал, кого сделать апостолом, бросили жребий. Жребий выпал Матфию.
 

МАТФИЙ

Апостол Матфий родился в Вифлееме, где с раннего детства изучал Закон Божий по священным книгам под руководством святого Симеона Богоприимца. Матфий уверовал в Мессию, неотступно следовал за ним и был избран в число 70 учеников, которых Господь "посылал по два пред лицем Своим".

После Сошествия Святого Духа апостол Матфий проповедовал Евангелие в Иерусалиме и в Иудее вместе с прочими апостолами. Из Иерусалима с Петром и Андреем ушел в Антиохию Сирийскую, был в каппадокийском городе Тиане и в Синопе.

Здесь апостола Матфия заключили в темницу, из которой он был чудесно освобожден апостолом Андреем Первозванным.

Тогда Матфий отправился в Амасию, и Эфиопию Понтийскую (нынешняя Западная Грузия), многократно подвергаясь смертельной опасности.

Он творил великие чудеса Именем Господа Иисуса и обратил множество людей к вере во Христа. Иудейский первосвященник Анан, ненавидевший Христа, давший ранее повеление сбросить с высоты храма Иакова, брата Господня, приказал взять апостола Матфия и представить на суд синедриона в Иерусалиме.

Примерно в 63 году Матфий был осужден на смерть, через побиение камнями. Когда святой Матфий был уже мертв, иудеи, скрывая преступление, отсекли ему голову как противнику кесаря. По другим же источникам, апостола Матфия распяли на кресте. А по-третьим, наименее достоверным, он умер своей смертью в Колхиде.

 

 

 

ЧЕМУ УЧАТ ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ?

 

 

 

   На протяжении многовековой истории христианства образы апостолов и связанные с ними мифы широко использовались религиозными организациями. Сотни поколений верующих воспитала христианская церковь на мифических образах апостолов, их "деяниях" и поучениях в духе полного примирения с действительностью.

   Давайте посмотрим, к чему же конкретно призывает в посланиях, скажем, апостол Павел.

   "Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Рабом ли ты призван - не смущайся. В каком звании кто призван, братья, в том каждый и оставайся перед Богом" (Первое послание к коринфянам, глава 7, стихи 20-21, 24).

   В Первом послании Павла к Тимофею говорится: "Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести" (Глава 6, стих 1).

   Другое послание Павла, к ефесянам, предлагает уже совершенно категорически: "Рабы, повенуйтесь господам своим по плоти со стразом и терпением, в простоте сердца вашего, как Христу" (Глава 6, стих5).

   "Начальник есть Божий слуга", - говорится от имени Павла в Послании к римлянам и рекомендуется "отдавать всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь".

   От христиан требуется покорность не только господам, но и всем властям: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не о Бога; существующие же власти от Бога установлены" (Послание к римлянам, глава 13, стих 1). Эта своего рода "классическая" фраза со времени появления Посланий и до наших дней звучит с амвонов христианских церквей.

   Не отстаёт от Павла и апостол Пётр: "Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителем ли, как от Него посылаемым... ибо такова есть воля Божия" (Первое послание Петра, глава 2, стихи 13-15).

   И послания  Петра не лишены "классических" формулировок вроде следующих: "Бога бойтесь, царя чтите. Слуги со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляет о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо" (Там же, глава 2, стихи 17-19).

   Так настойчиво звучит призыв разделить на земле страдания Христа.

   Не секрет, что подавляющее число верующих составляют женщины. Посмотрим, какие же наставления дают им Послания апостолов о вступлении в брак и в семейной жизни? С наибольшей определённостью высказывается в этом отношении всё тот же апостол Павел. Брак вызывает у него недоверие, гораздо предпочтительнее безбрачие:    "Хорошо человеку не касаться женщины", "Выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше" (Первое послание к коринфянам, глава 7, стих 1, 38). Семейная жизнь признаётся лишь как вынужденное состояние, дабы не прекратил своё существование род людской. И поскольку с этим этапом религии приходится мирится, выходящим замуж делается следующее внушение: "Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Иисус - глава церкви" (Послание к ефесянам, глава 5, стихи 22-23). В первом послании к коринфянам (Глава 11, стихи 7-9) это же поучение получает особую "аргументацию": "Муж... есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа".

   В Первом послании к Тимофею (Глава 1, стихи 11-14) Павел, не разрешая женщинам проповедовать в общинах, сформулировал, собственно, отношение религии к женщине как существу низменному и неполноценному, с одной стороны, греховному и порочному - с другой: "Жена да учится в безмолвии, со всякой покорностью; а учить жене не позволяю, не властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщён, но жена, прельстившись, впала в преступление". Чтобы постоянно помнить о своём грехе и вечной покорности, женщине надлежит не ходить "простоволосой", а всегда быть с "покрытой головою" (Первое послание к коринфянам, стихи 5-6).

   Павлу вторит Пётр в своём Первом послании: Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям" (Глава 3, стих1).

   Церковь никогда не интересовалась чувствами женщины и благословляла любые брачные сделки (Подробнее об отношении религии к женщине, смотрите на страничке, находящейся по адресу: http://mordikov.fatal.ru/drug.html ).


Николай Мордиков.

                              

  В начало                                                                                                                                                                       Вернуться на страницу

 

 

  

 

 Дата создания сайта 11.07.2009 года.

 Последнее обновление страницы 13.06.2014 года.