Главная

yandex

rambler

google

Крепости Керчи

Гостевая книга ( P )

Обратная связь

Православная церковь о венчании и разводе.

Пукирев, Василий Владимирович
Неравный брак, 1862

Холст, Масло. 173×138,5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Смотреть картину в увеличенном размере

Коротко о шедевре


Согласно церковному брачному праву существуют абсолютные и условные препятствия к браку.

   Абсолютными считаются те, которые одновременно являются расторгающими брак. Условными же являются препятствия, запрещающие брак между определенными лицами в силу родственных или духовных их связей.

Абсолютные препятствия

   1. Человек, состоящий в браке, не может быть обвенчан не со своей "законной половиной", ибо христианский брак — безусловно моногамный, то есть единобрачный. Это правило распространяется не только на венчанные браки, но и на зарегистрированные государством.

Над не расписанными в загсе парами (сожительствующими) также не может быть совершено Таинство венчания.

   2. Церковь возбраняет вступать в брак духовным лицам, то есть принявшим священный сан (6-е правило Трулльского собора). Заключение брака возможно только до рукоположения (до посвящения в священный сан). У священника может быть только одна супруга, если это женатый священник. Ну а у монаха жены и вовсе быть не может в силу данных им обетов. Поэтому измена этому правилу грозит лишением священного сана.

   3. Монахам и монахиням запрещается вступать в брак после принесения ими обетов.

   4. Возбраняется вступление в четвертый церковный брак. Также не может быть совершено Таинство венчания над теми, кто хочет вступить пусть и в первый церковный, но уже в четвертый гражданский брак.

   5. Препятствием к венчанию является виновность в расторжении предыдущего брака. Виновный в прелюбодеянии, из-за которого расторгнут первый брак, не может вступать в новый брак. В таком случае лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимий, наложенной в соответствии с каноническими правилами.

   6. Препятствием к браку является также физическая и духовная неспособность к нему (идиотизм, душевная болезнь, лишающая человека возможности свободно проявлять свою волю). Однако физическую неспособность к брачному сожитию не следует смешивать с неспособностью к деторождению, которая не является препятствием к браку и не может служить причиной для развода.

   В действующих церковных правилах нет и запрета на венчание глухонемых и слепых. Церковные законы также не запрещают венчать лиц, если они больны и сами желают вступить в брак.

   Следует отметить, что беременность невесты препятствием для венчания не является.

   7. Для вступления в брак существуют определенные возрастные границы. На данный момент нижним возрастным пределом для совершения Таинства венчания стоит считать наступление гражданского совершеннолетия, когда возможно заключение брака в загсе. В церковном брачном праве установлен и высший предел для вступления в брак: для женщин — 60 лет, для мужчин — 70 лет.

   8. Препятствием к браку является и отсутствие согласия на него со стороны родителей жениха или невесты. Этот вид препятствия стоит рассматривать только в том случае, если родители будущих супругов являются православными христианами. Дети православных родителей не могут вступать в брак своевольно, без согласия матери и отца. Однако в современном обществе многие люди, даже будучи крещенными в детстве, не являются религиозными. В связи с этим, во многих случаях верующим детям этих людей совершенно невозможно заручиться благословением родителей на освящение брака в Церкви. Более того, родители часто противостоят желанию детей венчаться. Это порой приводит к венчанию втайне от родителей.

   В подобных случаях стоит просить благословения епископа на заключение церковного брака без разрешения родителей.

   Безбожие родителей не должно мешать искреннему желанию верующих детей освятить свой брак в Церкви. Епископ вправе благословить брак не только в том случае, если родители врачующихся неверующие и противостоят церковному браку детей.

   Все вышеуказанное относится к тем, кто только собирается вступить в брак. Однако порой приходится венчать супругов, уже проживших в зарегистрированном браке какое-либо время. Очевидно, что испрашивать благословение на брак этим людям уже не требуется.


Условные препятствия

   1. Близкое кровное родство между женихом и невестой. Запрещается вступать в церковный брак лицам, находящимся в близких степенях родства, вплоть до четвертой степени родства (то есть с троюродным братом или сестрой).

   2. Отношения свойства между женихом и невестой. Они возникают из сближения двух родов через брак их членов. Свойство приравнивается к кровному родству, ибо муж и жена — одна плоть. Свойственниками являются: тесть и зять, свекровь и невестка, отчим и падчерица, шурин и зять... Для определения степени свойства складываются обе родственные линии, а между мужем и женой, связывающими их, степени не существует.

   Таким образом, теща и зять состоят в 1-й степени свойства, невестка и деверь — во 2-й, племянник мужа и племянница жены — в шестой степени свойства; двоюродный брат жены и тетка мужа — в 7-й степени. Такое свойство называется двухродным. Безусловный запрет браков между двухродными свойственниками распространился до 4-й степени.

   3. Наличие духовного родства. Духовное родство возникает вследствие восприятия новокрещенного от купели Крещения. Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а также между двумя восприемниками одного ребенка. В настоящее время канонических препятствий к этому нет, однако разрешение на такой брак может быть получено только у правящего архиерея.

   4. Препятствие к браку возникает также из отношений так называемого гражданского родства — усыновления. Совершенно очевидно, что уже простое нравственное чувство запрещает усыновителю вступать в брак с усыновленной дочерью или усыновленному сыну с матерью и дочерью усыновителя.

   5. Нежелание жениха или невесты венчаться. Браки, заключенные по принуждению, признаются недействительными. Причем препятствием к браку считается не только физическое, но и нравственное принуждение, например, угрозы, шантаж и т.д.

   6. Разная религия жениха и невесты. Общность веры супругов составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака.

   Брак между православными христианами и атеистами также не может быть освящен в Церкви.

   Однако порой приходится видеть гражданские браки, заключенные между православными христианами и нехристианами. Причем приход к сознательной вере православного христианина (крещенного, например, в детстве) зачастую происходит уже после заключения брака. Нередко эти люди спрашивают, законен ли их брак с точки зрения Церкви. Ответ на их вопрос озвучен еще ап. Павлом: "...если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его; ибо неверующий муж освящается женою (верующею), и жена неверующая освящается мужем (верующим)..." (1 Кор. 7,12-14).

   Что касается брака православных с инославными христианами, то благословение на венчание в этом случае может дать только епархиальный архиерей (епископ). Для получения разрешения нужно обратиться к нему с соответствующим прошением. Как это сделать, может подсказать приходской священник.

Источник: "Интересная газета. Магия и мистика" №20 2010 г.,
подготовила А.Бессонова,
фото: www.advenclub.ru,
по материалам: x-files.org.ua

http://mysite.e-stile.ru/articlecomment22/3/602/

 

 

Разрешает ли Православная церковь развод?

 

 

В современном обществе есть много давно сложившихся стереотипов; но и есть и те, которые появились относительно недавно. Один из подобных стереотипов – это мнение, что Православная церковь запрещает развод. Давайте проведем исследование этого вопроса, и выясним: так ли это на самом деле?

История стереотипа и причина его возникновения.


   С 1722 года по приказу Петра I были созданы первые церковные метрические книги, в которых делались записи об изменениях в жизни людей: рождение, брак, смерть. Эта функция принадлежала Православной церкви вплоть до 1917 года, пока не был принят декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния», разрешающий регистрацию брака в муниципалитете.

   Учитывая, что революция наложила свой отпечаток на жизнь людей: храмы закрывались, любая какая-либо пышность осуждалась, то рано или поздно люди перестали в начале 20 века в России хоть как-либо регистрировать браки (храмов не было, а традиции ходить в загс были не привиты). По этой причине появилось множество так называемых «гражданских» браков, то есть семей, которые не были никак зарегистрированы. Очень важно знать, что Церковь всегда признавала эти семьи как полное законное супружество – это делалось по причине понимания церковными властями сложившейся ситуации.

   Постепенно вопрос о создании семьи, о ее сохранении или о разводе плавно перешел из церковных рук в гражданские; а учитывая советскую пропаганду и запрет на все православное, ясно, что люди не могли никак знать церковных канонов в этом вопросе и церковных традиций.

   И когда СССР распался, и люди получили возможность свободно ходить в храм, и не только регистрировать браки, но и венчаться, то по какой-то странной причине массово этого делать они не стали.

   Объяснялось это тем, что дескать, если повенчаешься, то разводиться уже будет нельзя. Причина этого неверного мнения проста: духовно-нравственное образование населения в то время (да и сегодня ничего не изменилось особо) было на уровне нуля, а заставить себя сходить в храм и узнать там, как все реально обстоит на самом деле, никто особо не хотел – то ли стеснялся, то ли считал себя и так самым умным, то ли просто считал, что венчание – это пережиток прошлого.

   Из всего этого вы, наверное, уже поняли, что Церковь в некоторых случаях разрешает развод. Что это за случаи такие?

Право на развод.


   Каждый имеет право на развод, если его супруг(а) совершил грех прелюбодеяния (измену).

   Это право имеет каждый, так как об этом сказал сам Иисус Христос: «А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать;» (Мф. 5, 32).

   Стоит также заметить, что это право имеет именно невиновная сторона, а не та, которая совершила грех.
В 1918 году состоялся Поместный собор Русской православной Церкви, в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» он признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также:

Отпадение супруга или супруги от православия.

Сегодня также стоит добавить, что уход супруга(и) в секту также является поводом для развода.


Противоестественные пороки.

В случаях, когда один из супругов пытается склонить свою половину на различные противоестественные грехи: гомосексуализм, лесбиянство, зоофилия, педофилия и т.п.


Неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения.

Стоит добавить важное дополнение, что это относится только к тем случаям, когда это было специально скрыто от супруга(и).

Например, муж был бесплоден и знал это, но утаил это от своей жены. Или какое-либо уродство, которое также было специально скрыто.


Заболевание проказой или сифилисом.

Учитывая, что в 99 случаях из 100 виноват в этих болезнях сам больной, то дается право на развод пострадавшей (здоровой) стороне.


Длительное безвестное отсутствие.

Принято считать, что после 5 лет безвестности можно создавать новый брак. Но все-таки каждый случай должно рассматривать конкретно.


Осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния.

Думаю, здесь вопросов ни у кого нет.


Посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей.

Очень часто многие наговаривают на Церковь, что она заставляет жен терпеть побои от мужа. Это ложь. Церковь в этих случаях дает право на развод.


Снохачество.

Половое сожительство свекра со снохой.


Сводничество.

Сутенерство. Если, к примеру, жена узнает, что ее муж является сутенером, то она имеет право на развод.


Извлечение выгод из непотребств супруга.

То есть такого рода аномальные ситуации, которые, к сожалению, сегодня имеют место, когда, скажем, муж побуждает свою жену к заведомо недоброй жизни и при этом извлекает для себя какую-то материальную выгоду.


Неизлечимая тяжкая душевная болезнь.

Здесь все понятно.


Злонамеренное оставление одного супруга другим.

Муж выгнал жену из дома, к примеру. Она после этого имеет право на развод.
В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа.

Эти добавления были внесены на Соборе Русской православной Церкви в 2000 году.
На примере рассмотрения этого сложного вопроса хотелось бы, чтобы читатели сделали вывод и в дальнейшем в церковных и духовных вопросах ориентировались не на общественное мнение (почти всегда стереотипное), а на компетентных и образованных людей.

 

С сайта: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-41374/

  

Сифилис, СПИД и атеизм убивают православную семью.


Проект документа «О церковном браке» размещен на информационных ресурсах Московского патриархата для его общественного обсуждения и последующего соборного утверждения. В числе прочего он описывает причины расторжения брака, в числе которых названы такие заболевания, как сифилис и СПИД, наркомания, а также свершившийся гражданский развод. Называются факторы, которые разрушительно влияют на семью, а в некоторых случаях приравниваются к «естественной смерти» одного из супругов. При этом допускаются браки, которые можно назвать неравными.
В основном повторяя принципы, выработанные православным богословием во времена Византийской и Российской империй, документ в некоторой степени отражает специфические реалии сегодняшнего дня. Так, в число заболеваний одного из супругов, которые могут служить причиной бракорасторжения, включен СПИД. Не уточняется, приравнивается ли эта болезнь к «прелюбодеянию» или «естественной смерти». Также в списке законных оснований для развода появилась наркомания. Таким образом, страдающие от СПИДа и подверженные наркомании признаются Церковью не жертвами, а виновниками порока.
В остальном опираясь на положения Поместного собора Российской православной церкви 1918 года, современные документы РПЦ исключают из списка подобных причин снохачество. Об этом порочном явлении, когда глава большой крестьянской семьи сожительствовал с женами своих сыновей, мы знаем, например, по роману Тургенева «Отцы и дети». Вместе с распадом традиционного уклада жизни, при котором несколько поколений жили под одной крышей, это явление исчезло.
Вместе с тем документ, согласно которому в наши дни должна строиться семейная жизнь верующих, признает такое заболевание, как сифилис, достаточной причиной для расторжения брака, считая «французскую болезнь» то ли свидетельством прелюбодеяния, то ли аналогом «естественной смерти». Если проказа или СПИД – действительно смертельно опасные недуги, то венерическая «классика» в наши дни успешно лечится.
Церковное право – по благословению архиерея – допускает семейный союз брачующегося с внуками и внучками своих двоюродных братьев или сестер, а также праправнуками и праправнучками своих братьев или сестер. При этом запрещается благословение союза с неверующим или «по суеверным причинам», а также четвертый и последующие браки.
Если различия нового проекта с документами начала XX века незначительны, то с византийских времен церковное брачное право претерпело значительные изменения. Так, согласно Кодексу Юстиниана в числе причин, по которым один из супругов требовал развода, могло быть то, что другой «злоумышлял против царской власти или знал, что кто-то злоумышляет, и не сообщил об этом». Эта вина равно относилась к обоим полам. Зато к числу прегрешений женщины относилось нахождение вне дома без разрешения мужа, разговоры в церкви с другими мужчинами или посещение ипподрома и театра.


Источник: http://www.religiopolis.org/publications/9335-udivitelnoe-ryadom.html

 

 

 

В начало                                                                                                                                                                     Вернуться на страницу

 

 

  

 

 Дата создания сайта 11.07.2009 года.

 Последнее обновление страницы 19.08.2015 года.