Главная

yandex

rambler

google

Крепости Керчи

Гостевая книга ( P )

Обратная связь

 

 

 

 

РОЛИКИ В ТЕМУ

 

Хребет России.

 

 

Кто мы. Атаман Ермак.

 

Искатели. Тайна могилы Ермака.

 

 

Ермак 1996. Все 5 серий в одном фильме.

 

Искатели. Священная тайна Сибири (2013)

 

 

 

ЗДЕСЬ СМОТРИТЕ СЕРИАЛ "ЕРМАК".

 

 

   Если открыть энциклопедию, то о Ермаке можно прочесть буквально несколько слов: «… Казачий атаман. Походом около 1581 года начал освоение Сибири Русским государством. Погиб в бою с ханом Кучумом. Герой народных песен…». Вот, пожалуй, и всё, что упоминается об этом человеке.

   Долгие годы ведётся спор о том, где была родина Ермака – на Волге или Дону, Каме или Двине?

   «Он был предводитель партии донских казаков, именем Ермолай, по просторечию Ермак Тимофеев», - писал в своё время А.Радищев. И эта точка зрения довольно прочно утвердилась в нашем сознании.

   Однако ряд историков не согласны с данным утверждением. В частности, В.Воронихин утверждает, что донским казаком был другой Ермак, который числился в списках Донского войска, когда волжский казак Ермак Тимофеев совершил свой поход в Сибирь.

   Кстати, известен ещё и третий Ермак – Сибирский – один из основателей Красноярского острога.

   Так кто же он, и откуда, легендарный покоритель Сибири?

   Проанализировав противоречивые сведения, оставленные в дошедших до нас старинных летописях о Ермаке, попробуем восстановить биографию оттого народного героя.

   «Дед (его) был суздалец, посадский человек, жил в лишении, от хлебной скудности сошёл во Владимир, именем его звали Афанасий Григорьевич сын Аленин, и тут воспитал двух сынов – Родиона да Тимофея. А кормился извозом и был в найму в подвигах у разбойников, на Муромском лесу пойман и сидел в тюрьме. А оттуда бежал с женой и детьми в Юрьев-Повальский, и там умер. А дети его Родион да Тимофей от скудности сошли на реку Чусовую, вотчины Строгоновых, ему народи детей». Так писал ямщик-грамотей Илья Черепанов в своей летописи, написанной в конце XVIII века, о биографии Ермака.

   Один из сыновей Тимофея, который был «силён, велеречив и остр», прослужив какое-то время в найме у уральских солепромышленников Строгоновых, сопровождая их суда по Волге и Каме, «принял смелость и, прибрав себе дружину малую, пошёл от работы на разбой и … прозван Ермак – сказуется  дородный артельный таган, а по волжски – жерновой мельниц рушной».

   Таким образом, если доверять летописцу, то знаменитый Ермак был уральцем по происхождению и его полное имя звучит так – ВАСИЛИЙ ТИМОФЕЕВИЧ АЛЕНИН.

   В отличие от своего отца, вероятно, Василий не осуществлял опустошительных набегов на царские караваны, хотя, если верить некоторым летописцам, Ермак со многими своевольными воинами царскую казну «шаркали» (грабили), за что и вынужден был бежать в Сибирь со своей шайкой, чтобы спастись от гнева царя.

   Автор же Пермской летописи рисует нам совершенно иную картину.

   На Волгу к казакам со многими дарами прибыл представитель Строгоновых с предложением следовать им в верховье Камы для защиты Строгановских владений.

   Так волжский атаман Ермак – он же Василий Аленин, он же Герман, он же Еремей, Тимофей, Ермил (учёные насчитали с десяток имён – имён данных Ермаку) стал нести службу в Приамурье. Следовательно – Ермак вовсе не подлинное имя героя, а прозвище.

   По всей вероятности Аленин-Ермак обладал незаурядными полководческими способностями. В малоизвестном документе «Дневник Стефана Батория», опубликованном историком Н.Шляковым ещё в 1901 году, имеется сообщение, что 27 июня 1581 года в битве под Могилевом – на одном из напряжённых участков Ливонской войны – «сторожевым полком командовал Ермак Тимофеевич, атаман казацкий…».

   Если попытаться связать воедино сообщения летописей и свидетельство документа, то получается, что Ермак, уйдя с Волги, до похода в Сибирь успел не только послужить Строгоновым, но ещё и побывать на фронтах Ливонской войны. Известен тот факт, что в семидесятых годах XVI века – время всеобщей воинской мобилизации – Строгоновы выставили на западный фронт полторы тысячи своих людей. Не могло ли быть среди них и Ермака?

   И, наконец, исторический день. 26 октября 1582 года на берегах Иртыша у города Кашлыка встретились два войска – Кучума и Ермака… До последнего времени так трактовалось это сражение: «В 1582 году навербованный Строгоновыми отряд волжских казаков во главе с атаманом Ермаком подошёл на ладьях по Иртышу к столице Кучума – Кашлыку. В прошедшем под Кашлыком сражении вооружённые огнестрельным оружием казаки наголову разбили татар, имевших лишь луки и стрелы…». Однако военный историк Н.Лапин, проанализировав рассыпанные по разным летописям отрывочные описания похода Ермака в Сибирь, пришёл к выводу, что напрасно так часто основную причину победы Ермака над кучумским воинством видят в превосходстве огнестрельного оружия русских. От момента заряжания до выстрела фитильного ружья проходило полторы-две минуты, за которые татарские всадники осыпали казаков тысячами стрел. Да и соотношение сил было неравными: на одного казака приходилось до двадцати татарских воинов,… Скорее всего строгая дисциплина в отряде, высокий авторитет руководителя и многочисленные военные хитрости, применённые Ермаком в боях, были главным условием в победе над неприятелем.

   А погиб Ермак Тимофеевич в 1585 году во время поднятого татарами восстания против русских.

   Так кто же был Ермак? Его биографию восстановить чрезвычайно сложно, ибо слишком мало сохранилось свидетельств, а те, что дошли до нас, весьма противоречивы. Куда больше нам известно о его противнике, потомке Чингисхана сибирском властителе Кучуме. Кучум долгое время вынашивал планы восстановления былой мощи Золотой Орды. Из своего бухарского дворца он с тревогой наблюдал, как разваливается на части некогда единое целое: пали Казанское и Астраханское царства, правители Ногайской орды (она занимала территорию от Крыма до Нижней Волги) то нападают на Русь, то подписывают с ней мирные соглашения. А на троне Сибирского царства – бездарный Едигер, согласившийся стать вассалом Ивана Грозного. И тогда Кучум решил действовать. Налетев однажды из степей, он убил Едигера, порвал договор о мире с Иваном Грозным и убили русского посла. Нити заговоров потянулись от Крыма, Ногаев и ещё не до конца обезвреженных казанских и астраханских феодалов к столице Сибирского ханства – Кашлыку. С момента воцарения Кучума, на русские земли в Приуралье по нескольку раз в год стали нападать его «сибирские люди».

   Что касается Ермака, то, возможно прав Н.Карамзин, написавший в своё время: «Родом неизвестный, душой знаменитый».

РЕПЛИКА ПО ТЕМЕ:

   Согласно общепринятой истории, покорение Сибири казацким атаманом Ермаком Тимофеевичем с «сотоварищами» произошло в царствование Ивана Грозного. Точнее, Сибирское ханство завоёвывалось несколько лет: с 1581 по 1584 годы. Запомните эти даты! Они нам ещё пригодятся!…

   Недавно британским историкам посчастливилось ознакомиться с уникальным документом, хранящимся в Лондоне, - письмом Ивана Четвёртого (Грозного) адресованного английской королеве Елизавете Первой. В нём полностью упоминается титул российского царя. Что поразило историков, так это то, что в титуле царя московского вообще нет слова «Московский», так же, как нет в нём титулов «Владимирский» и «Новгородский». Перечисление же начинается с Пскова: «Государь Псковский, и великий князь Смоленский, Тверской, земли Черниговской, Рязанской, Полоцкой, рос…(далее следует обрыв текста - автор) и всея Сибирские земли (подчёркнуто автором)…». Теперь следует уточнить, что датировано это письмо 1555 годом!

   Так чего же, четверть века спустя, покорял Ермак?!…

Николай Мордиков.

 

 

Счастливая звезда Ермака Тимофеевича


В знаменитой битве у Чувашского мыса на реке Иртыш горстка казаков, возглавляемая Ермаком Тимофеевичем, наголову разгромила многотысячное полчище сибирского хана Кучума.
Как такое могло произойти? Этот вопрос до сих пор не дает покоя историкам.
 


Тучи над Русью

 В 1582 году уральские промышленники Строгановы пригласили донского казака Ермака и его товарищей для защиты своих владений от набегов сибирских татар. Ясно, что они знали, кого приглашать. Ермак оказался человеком весьма предприимчивым и за дело взялся энергично. Не желая отсиживаться в приграничных крепостях, он решил совершить рейд в тыл врага с нанесением ударов по его укрепленным пунктам.
 Согласно исследованиям историка Р.Г. Скрынникова, в сибирский поход с атаманом отправились 540 человек. Это были испытанные в битвах, закаленные бойцы, соблюдавшие железную дисциплину. Поход начался в конце лета 1582 года и проходил в основном по сибирским рекам. Казаки плыли в больших лодках — стругах. Сталкиваясь с неприятелем, они бросали весла и открывали огонь из пищалей. Разрозненные и малочисленные отряды татар отступали; казаки брали одно селение за другим.
 Хан Кучум поначалу не придал большого значения этой вылазке – ему было не до казаков. Он готовился к грандиозному предприятию, которое должно было прославить его имя в веках. Решив использовать ослабление Русского государства, вызванное длительной Ливонской войной, опричниной и разорительным правлением Ивана Грозного, подстрекаемый турецким султаном и астраханским и крымским ханами Кучум вознамерился совершить поход на запад. Со всех концов своего государства он стягивал войска к столице — городу Кашлыку. Дружины приходили из подвластного ему Ногайского ханства, от ханов Бухары, Хивы, Самарканда, от мансийских, хантских и других западносибирских князьков. Из Поволжья и Прикаспийских степей прибыла огромная масса наемников. За несколько лет до описываемых событий Кучум посылал гонцов в Астрахань и в Крым с просьбой прислать ему пищалей и пушек. Все это было доставлено ему в большом количестве. К осени 1582 года у него было не только многочисленное, но и хорошо вооруженное войско.
 Кучум собирался выступить в поход зимой. В планах его был переход Урала, соединение с войсками астраханского хана и взятие Казани. Турция требовала от Кучума идти на Москву и сжечь ее, что он, видимо, также намеревался сделать, двигаясь, как в свое время Батый, по замерзшим рекам.

Схватка в излучине Иртыша

 И тут, когда все было готово к выступлению, приходит известие о казацком отряде. Кучум был уверен, что казаки скоро повернут назад. Не будет же эта горстка безумцев соваться в пасть ко льву! Однако те упорно продолжали двигаться к его столице, пользуясь тем, что из-за предстоящего похода на Казань окраинные территории ханства остались почти без военной защиты. Тогда Кучум, понимая, что выступать в поход, оставив казаков у себя в тылу, слишком рискованно, решил сразу разделаться с ними. Причем разделаться одним «хлопком», как с докучливой мухой.

Кучум приготовился к бою

 На рассвете 26 октября 1582 года у Чувашского мыса, где стояло войско Кучума, появились казацкие струги. Началась битва, определившая весь дальнейший ход истории Сибири.
 Историки до сих пор не пришли к единодушию по вопросу о численности кучумова войска. Установлено лишь, что собственная дружина Кучума насчитывала 10 тысяч бойцов. Но это было его постоянное войско, ханская гвардия. Помимо нее, в лагере скопилось множество вассальных и союзных войск. Некоторые дореволюционные историки называли общую цифру — 100 тысяч человек, другие полагали, что войско, с которым Кучум собирался выступить в поход на Русь, достигало 150 тысяч. Все побережье Иртыша у Чувашского мыса было уставлено шатрами, кибитками и повозками, горели тысячи костров. Кучум, поджидая Ермака, основательно подготовился к бою. Пушки — лучшие по тому времени, сделанные в Италии и Германии — были установлены на горе. Войску был дан приказ быть готовым вступить в схватку в любую минуту.

 Паника в стане татар

 Странные события начинают разворачиваться в лагере Кучума еще до подхода казаков. Среди ночи хан со своими приближенными и военачальниками вдруг бежит с поля грядущей битвы, шатер его валится. Паника передается войскам. Когда появляются казаки, в лагере татар уже царит переполох. Единственным, кто не потерял голову в начавшейся неразберихе, был племян— никхана Маметкул. Ему удалось собрать свою конницу и обрушиться на казаков, высадившихся на берег. Но те удар татарской конницы встретили саблями, копьями и бердышами. Когда конница отхлынула, передние линии казаков присели, открыв зону обстрела для пищальников. Выстрелы из десятков пищалей прозвучали одновременно, проредив татарские ряды. Маметкул снова устремляется на штурм, и снова его опрокидывают. Наконец конница обращается в бегство. Теперь уже в беспорядке бежит все кучумово войско.
 Собственно битва у Чувашского мыса состояла только из одного этого столкновения казаков с конницей Маметкула. Основная часть татарского войска в бой практически не вступала. Пушки за всю битву не сделали ни одного выстрела. Ермак и его дружина в тот же день вошли в столицу Сибирского ханства — город Кашлык, брошенный Кучумом на произвол судьбы.

 Пока только вопросы...

 Вопросов по поводу этой битвы возникает множество, и главный из них — как пять сотен бойцов могли разгромить многотысячное войско? Как вообще могла состояться подобная битва? Ее исход настолько нелеп и невообразим, что учителям советских школ приходилось объяснять его крайней отсталостью сибирских народов, которые якобы воевали только луками и копьями. Дескать, при первых же звуках пищальных выстрелов они, как папуасы тихоокеанских островов во времена капитана Кука, кидали свои копья и в ужасе распластывались на земле.
 Казаки были прекрасно осведомлены о численности неприятеля, его вооружении и дислокации. Население земель, мимо которых они проплывали, тяготилось ханскими поборами и пришельцев встречало весьма дружелюбно. Сведения о кучумовом войске поступали к Ермаку со всех сторон. Другие на месте казаков, зная о многократном превосходстве противника, давно повернули бы вспять или хотя бы всерьез призадумались. Но они упорно двигались навстречу решающей битве. Почему? Что вселило в них такую веру в успех? И что произошло в лагере Кучума за несколько часов до их прибытия?

Ермака вела вера в пророчество

 Сообщения современников о битве у Чувашского мыса крайне скудны и содержат упоминания о событиях совершенно необыкновенных. Серьезные историки не склонны придавать сведениям о чудесах большого значения, но разгром кучумовых полчищ горсткой казаков объясняют крайне невнятно. Лишь немногие исследователи готовы признать, что вход битвы, возможно, действительно вмешались некие таинственные силы.
 Согласно позднейшим свидетельствам. Ермак начинал свой поход, получив пророчество о том, что ему суждено покорить Сибирь. Атаман был настолько уверен в нем, что заразил своей уверенностью дружину и купцов Строгановых, снабдивших его оружием и деньгами.
 Однако пророчество пророчеством, а сила, которая противостояла Ермаку, была такая, что по мере приближения к месту решающей битвы далеко не каждый боец в его отряде оставался таким же непоколебимым в вере в победу, как атаман. А накануне битвы у Чувашского мыса, видимо, даже самые стойкие должны были дрогнуть. Для поддержания боевого духа в стане казаков требовалось знамение, чудо, которое подтвердило бы покровительство им высших сил.
 И такое чудо произошло.

«Светящиеся воины»

 Перед битвой казаки остановились на ночлег на берегу Иртыша. Как передает старинный источник, в эту ночь Ермаку и его товарищам явился архангел Михаил в блеске лучей. Архангел вначале был летящей звездой, но, спустившись на землю, превратился в светящегося воина. Атаман воспринял это как знак свыше. Он приказал дружине немедленно подниматься и плыть навстречу кучумову войску.
 В эти же самые часы таинственные сущности объявились и в лагере Кучума. Только в отличие от казаков они посеяли среди татар сильнейший страх и панику. Все без исключения источники рассказывают, что перед Кучумом предстали светящиеся воины, а в его шатре заполыхало пламя, которое чудесным образом ничего не сожгло, так что все ханское имущество впоследствии в целости досталось казакам. Незнакомцы казались столь страшны, что объятые ужасом Кучум и его приближенные бежали, бросив и ценности, и оружие. Глядя на своих начальников, побежало и войско. А вскоре явились казаки. Но до них, по-видимому, уже никому, кроме Маметкула, не было никакого дела.

Ангелы и демоны

 Многовековой человеческий опыт знает немало примеров, когда потусторонние силы вмешивались в жизнь людей. Но в ночь перед битвой на Чувашском мысу эти силы повернули само колесо истории.
 Упоминание о звезде, спустившейся с неба, говорит вроде бы в пользу уфологической версии. Пришельцы (если это действительно были они) одинаково «отметились» и в лагере Ермака, и в лагере Кучума. Только восприняли их в разных лагерях по-разному. В одном — как ангелов, в другом — как исчадья ада. Возможно, тут сыграло роль пророчество, которое получил Ермак. Верившие в него казаки уже ждали знамения свыше и были готовы в отличие от татар воспринять появление «светящихся людей» как добрый знак. Оттого и ринулись они к лагерю Кучума без промедления, оказавшись там в самое подходящее время.


Источник: "Тайны ХХ века" №20 2010 г.,
автор: И.Волознев

 

 

 

РАССКАЗ О ШЕДЕВРЕ.

 

 

                    В начало                                                                                                                                                          На главную

 

 

  

 

 Дата создания сайта 11.07.2009 года.

 Последнее обновление страницы 10.09.2017 года.