Главная

yandex

rambler

google

Крепости Керчи

Гостевая книга ( P )

Обратная связь

 

КЕЙСАРИЯ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Жителям Кейсарии … Тиберий Понтий Пилат — префект Рима в Иудее… воздвиг храм в честь Тиберия» — эта надпись на мраморной плите, найденной в 1961 году итальянскими археологами при раскопках театра в Кейсарии, стала уникальным подтверждением реального существования печально известного наместника (прокуратора) Иудеи Понтия Пилата. Конечно же, того самого, который вершил суд над Иисусом Христом. Потом, о Пилате напишут тома беллетристики и богословских трактатов, а в самой читаемой книге в мире отметят:

«И связавши Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю.» [Матф. 27:2].

 

 

Кирилл Лавров в роли Понтия Пилата. "Мастер и Маргарита". 2005 год.

 

   Других прокураторов в Иудеи с таким именем просто не существовало. Плита эта была обнаружена в Кейсарии не случайно. Именно Кейсария — столица римской провинции Иудеи, была постоянной резиденцией прокураторов. В Иерусалим же прокураторы наезжали только по необходимости.

   Понтий Пилат, новый прокуратор, сменивший на этой должности в 26 г.н.э. Валерия Грата, вместе с женой Клавдией Прокулой, внучкой императора Августа Октавиана расположились в богатых апартаментах около моря. Жены прокураторов обычно не отправлялись вместе с мужьями в провинции, однако внучка покойного императора, незаконная дочь здравствующего императора Тиберия решилась отправиться в далекую и неспокойную провинцию, и тем самым вошла в историю.

 

   С широкой веранды дворца прокуратора, где даже в самый тяжелый хамсин чувствовалось дуновение легкого морского бриза, и можно было обойтись без услуг раба с египетским опахалом, открывался замечательный вид. Все было как на ладони: центральная часть города и амфитеатр, дворец царя Ирода, порт, с бесчисленными складами на пирсе и путаницей мачт разномастных кораблей, и сверкающий до боли в глазах, храм Цезарю на холме.
 

Останки дворца Понтия Пилата.

 

   С широкой веранды дворца прокуратора, где даже в самый тяжелый хамсин чувствовалось дуновение легкого морского бриза, и можно было обойтись без услуг раба с египетским опахалом, открывался замечательный вид. Все было как на ладони: центральная часть города и амфитеатр, дворец царя Ирода, порт, с бесчисленными складами на пирсе и путаницей мачт разномастных кораблей, и сверкающий до боли в глазах, храм Цезарю на холме.

 

Ирод Великий.

 

 

   Кейсария, построенная израильским царем Иродом Великим в рекордно короткий срок (12 лет! 22-10 г.г. до н.э.), насчитывала к тому времени порядка 30 тыс. жителей, большинство которых были иноверцы: римляне, греки, торговый люд с берегов Средиземноморья. В городе присутствовали все атрибуты римской культуры: храмы, форум, театр, бани, дворец прокуратора, ипподром и гигантский акведук для снабжения города пресной водой.

 

   И поселил Ирод в Самарии 6000 своих ветеранов-воинов. Ирод начал строительство с порта, чтобы отвлечь морские перевозки от Александрии, практически единственного порта на восточном побережье, и направить их через Иудею. Порт получил имя Себастус - такое же, как и построенный город в Шомроне. 

 

Здесь когда-то находился порт.

 

   Когда строительство порта завершилось, и многочисленные склады на пристани начали заполняться товарами, хозяева больших торговых кораблей быстро поняли преимущества нового порта: доставлять соль с Мертвого моря, оливковое масло и вино из Иудеи и Самарии стало намного проще. В казну царя Ирода потекли обильные налоговые сборы. Осталось только наложить руку на монополию набатеев на вывоз жемчуга и благовоний из Аравии. От этого его отношения с главным «поставщиком» этих товаров, набатеями не улучшились бы, но Рим это вполне устраивало.


   Город, который начнет строить Ирод рядом с портом, он назовет Кейсарией (Цезария, в русской традиции) в честь своего высокого покровителя императора Августа Октавиана, официально именовавшегося — Император Цезарь. А чтобы отличить Кейсарию Ирода от других «Кейсарий», построенных в те же годы, город называли Caesarea Maritima (Кейсария Приморская), или Caesarea Palestine. Пятым наместником в Иудеи, этой римской провинции, уже после смерти царя Ирода станет Понтий Пилат.


   Место прокурата Иудеи трудно было назвать синекурой. Ему вменялось в обязанности собирать налоги для Рима, следить за тем, чтобы союзники римского народа не изгонялись со своих территорий и, чтобы им не причинялось никакого вреда. В компетенцию наместника входили также все проблемы юридической сферы: от назначения судей до непосредственного участия в судебных делах.


   Во времена царя Ирода, в такой должности не было никакой необходимости. Ещё Антоний, бывший некоторое время безраздельным властителем восточных провинций, назначил Ирода и его брата Фазаила правителями Иудеи. Затем римский сенат назначил Ирода царем, а Август, придя к власти, подтвердил это назначение. Но сын Ирода, Архелай, ставший по завещанию отца тетрархом, т.е. правителем части страны, а с согласия императора, названный «этнархом» — правителем народа, сумел вызвать недовольство не только своего народа, но и Рима. После чего Август лишил всю подвластную Архелаю территорию права самоуправления. Южная Иудея с Иерусалимом и Самария перешли под непосредственное управление Рима через своих наместников (прокураторов).


   Первым прокуратором в 6 г.н.э. был назначен римлянин Копоний. Его резиденция была в Иерусалиме, где одни из ворот, ведущие на Храмовую гору назывались «ворота Кипонуса» [Мишна, Трактат Мидот, 1:3]. Наверное, где-то неподалеку был и его дом. Отношения с евреями, надеявшимися на лучшее, складывались неплохо: римская власть казалось лучше «своего» царя, но иллюзии быстро развеялись. Так или иначе, но кто-то из предшественников Понтия Пилата решил поселиться в Кейсарии, выбрав для этого великолепный дворец в самом оживленном месте, у моря.


   Резиденция прокураторов в Кейсарии состояла из целого лабиринта комнат, в которых жилыми были комнаты в западной части, выходящие к морю, в остальных — размещались многочисленные римские службы и зал, где прокураторы вершили суд. Слева от дворца, вдоль моря простирался амфитеатр в форме удлиненной буквы U. Трибуны были на восточной стороне амфитеатра и поднимались на 12 рядов.

 


   Название «амфитеатр» не отвечает нашему сегодняшнему представлению, которое исходит из классического образа, созданного римским Колизеем. Для Понтия Пилата и его современников существовало 3 вида увеселительных заведений: театр, амфитеатр ( «амфи…» — с обеих сторон, «двойной театр») и стадион (от греческой единицы длины — «стадии»). Они отличались по архитектурному исполнению, но функционально часто замещали друг друга. Может, поэтому в русских переводах вместо этих названий, используют иногда старинное русское слово «ристалище».


   Царь Ирод, как пишет Иосиф Флавий, по случаю завершения строительства устроил в амфитеатре грандиозное торжество. Там театральные представления сменялись спортивными состязаниями, боями гладиаторов, охотничьими играми и конными соревнованиями. Большой поклонник греческой культуры он каждые пять лет устраивал в амфитеатре игры в честь императора.


   «Празднование этих игр он (Ирод) проводил с большой торжественностью, приглашая зрителей из соседних стран и собирая весь народ… Иноземцам доставляло удовольствие волнение, возбуждаемое опасными зрелищами, тогда как для местного населения здесь было доказательство разложения нравов. Евреи считали явным безбожием предоставлять диким зверям людей для удовольствия других людей» - Иосиф Флавий.
 

Ипподром. Отсюда начинался забег лошадей.

 

Ипподром.

 


   Главный вход в амфитеатр и стартовые ворота для лошадей с легкими двухколесными повозками находились в ближней от дома прокуратора стороне. Сооружение было монументальным и позволяло стартовать сразу 10 колесницам, стоящим во фронт. К сожалению, ворота закрывали часть арены, но ржанье скакунов, готовых к бегу и крики возниц, доносились до самых далеких комнат дворца, нарушая покой обитателей дома.

  Утешало лишь то, что апогея, самого громогласного выражения чувств, скачки достигали в противоположном конце арены около большого мраморного обелиска, на расстоянии 600 локтей (около 300 м) от дворца. Там скакуны делали поворот на 180 градусов и падения, свалка, кровь и увечья привлекали туда большую часть публики. Греческий поэт Пиндар в одной из своих од рассказывает о заезде, который начинали 40 колесниц, а закончила лишь одна.

 


   Сегодня уже трудно сказать, кому раньше надоело: жителям Кейсарии проталкиваться в амфитеатр в узком проходе около дворца прокуратора или самому прокуратору слушать весь этот гам, но этот вход вскоре закрыли и значительно расширили вход с восточной стороны.

  Амфитеатр пользовался огромной популярностью, и вскоре на его западной стороне были построены новые ряды трибун, что увеличило количество зрителей до 10 тысяч человек. Правда, замечание Иосифа Флавия: «…этот амфитеатр мог вместить огромное количество народа, и был помещён так удобно, что из него открывался вид на море», не соответствовало действительности — новые трибуны лишили зрителей возможности видеть морской пейзаж.
 


    Один из самых древних театров, построенных на территории Израиля. Обнаружен итальянской археологической экспедицией в 50-х годах XX века. Построен при Царе Ироде и действовал на протяжении нескольких столетий — вплоть до византийских времён. Здание было построено на тщательно подобранном участке, рассчитано примерно на 6000 зрительских мест. Изначально театр был построен только из местного песчаника-куркара, покрытого штукатуркой, однако позднее, во времена императора Септимия Севера, в строение были добавлены колонны из мрамора и порфира.

   В 1961 г. в развалинах была обнаружена известняковая плита с надписью, говорящей о посещении Тиберия префектом Понтием Пилатом. Невозможно утверждать с точностью кто этот «Тиберий», однако полагают, что речь идёт о здании, призванном увековечить имя императора Тиберия. Сегодня плита выставлена в Музее Израиля в Иерусалиме.

   В наши дни в отреставрированном театре, вмещающем около 3700 зрителей, проводятся поп- и рок-концерты различных исполнителей. Выступление в кейсарийском театре считается важным этапом в карьере многих израильских музыкантов.
 

Фортификация.

 

 

 

Знакомясь с Кейсарией.

 

 

 

 

Николай Мордиков. Фото автора. Использован материал с сайта: http://www.judaea.ru/hist_news/articles/kejjsarija_pervyjj_vek_nashejj_ery/

 

 

  

 

 Дата создания сайта 11.07.2009 года.

 Последнее обновление страницы 28.10.2015 года.