Главная

yandex

rambler

google

Крепости Керчи

Гостевая книга ( P )

Обратная связь

 

Для более качественного просмотра рекомендуется использовать Internet Explorer.                                                                                                          

Если рисунки на страничках не загружаются, нажмите кнопку: "ОБНОВИТЬ" на экране монитора.

Если у вас тормозит онлайн-видео, нажмите паузу, дождитесь, пока серая полоска загрузки содержимого уедет на некоторое расстояние вправо(в это время видео скачивается из интернета), после чего нажмите "старт". У вас начнётся проигрывание уже скачанного куска видео.      

 

   На этой страничке мы поговорим о христианских праздниках, их возникновении, истории и развитии.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ.

 

   10. Рождество Иоанна Предтечи.   11. Петра и Павла день.   12. Спасы   13 Преображение Господне.   14. Успение Пресвятой Богородицы. 15. Усекновение главы Иоанна Предтечи.   16. Рождество Пресвятой Богородицы.   17. Покров Пресвятой Богородицы.   18. Введение во храм Пресвятой Богородицы.

 

 

 

 

 

РОЖДЕСТВО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ.

 

 

 

   Праздник Рождества Иоанна Крестителя - один из так называемых Великих праздников Русской Православной Церкви - отмечается 24 июня (7 июля). Церковь ввела его празднование в свой календарь, по всей вероятности, в конце III-го - начале IV-го века нашей эры. Согласно учению иудейской религии перед приходом мессии должен явиться Его предшественник - предтеча. В христианстве таким предтечей стал именно Иоанн, который, согласно евангельской легенде, возвестил приход мессии - Иисуса Христа и крести Его (поэтому он и "креститель"). По мнению многих исследователей Иоанн Креститель, в отличие, скажем, от Иисуса Христа, является личностью реальной.

   Рождение Иоанна необычно. Его отец, Захария - священник. Он жил с женой, Елисаветой, в Иудейских горах. Родители поступали по всем заповедям и уставам Божьим. Они были уже пожилыми людьми, но бездетными. Однажды, когда Захария служил в храме в Иерусалиме, а множество народа молилось вне храма, во время каждения ему явился Ангел Господень, Гавриил, стоявший по правую сторону жертвенника. Захария очень испугался. Ангел же сказал ему: "Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречёшь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселье, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик перед Господом; не будет пить вина и сикера (хмельной напиток -автор), и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их". Но Захария засомневался в словах Ангела и ответил: "Почему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных". Ангел укорил священника Захарию за неверие и сказал: "... и вот ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в своё время". А между тем, народ ожидал, когда Захария выйдет из храма и удивлялся, что он медлит...

   На шестом месяце беременности Елисаветы происходит ещё одно знаменательное событие, о котором мы узнаём в Евангелии от Луки. "В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет. К Деве, обручённой мужу, именем Иосиф, из дома Давидова; имя же деве: Мария. Ангел пришёл к Ней и сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою: благословенна Ты между женами (позже эти слова были переложены на музыку - так возникла знаменитая "Аве Мария. - автор. ). Она же, удививши его, смутилась от слов  его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?. Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим; вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц; ибо у Бога не останется бессильным никакое слово...

   Вставши же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин; и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святого Духа...". Из сказанного можно сделать весьма определённый вывод: раз Мария и Елисавета были родственницами, следовательно Иисус Христос и Иоанн Предтечи - тоже. По всей вероятности Иисус Христос приходился Иоанну Крестителю племянником.

   А между тем, случилось так, как и предсказал Ангел Гавриил.... В отведённый природой срок у Захарии и Елисаветы родился сын.

   "Когда в восьмой день пришли обрезать младенца по закону Израиля, хотели назвать его по имени отца его, Захариею. На это  мать сказала: "Нет, а назвать его Иоанном" . И сказали ей: "Никого нет в родстве твоём, кто назывался бы сим именем". И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его, и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех вокруг них: и рассказывали обо всём этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: "Что будет младенец сей?" И рука Господня была с ним. И Захария, отец его, исполнился Святого Духа и пророчествовал, говоря: "Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих... И ты, младенец, наречёшься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить путь Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному (т.е. добросердечному) милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира".

   О жизни юноши Иоанна очень мало написано. В Евангелии от Луки читаем только: "Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю" (Лука: 1-80).

   На Руси праздник Рождения Иоанна Предтечи слился с языческим славянским праздником Ивана Купалы.

 

   НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ.

 

                  Генрих Семирадский. "Ночь на Ивана Купалу".

                        Рисунок с сайта: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/55/Ivankupala.jpg

 

Подробнее о празднике читайте здесь

 

 

   Иванов день. Иоанн Креститель. Иван Купала. Иван Травник. Иван Цветной. Купала. Травник.

 

   Обычаи. В нынешнем православном календаре насчитывается 65 Ивановых дней, из которых самым почитаемым считается  день Иоанна Крестителя. Память его в течении года чествуется ещё пять раз, но день, отмечаемый 7 июля, стоит особо: это день Иоанна Крестителя - предтечи Иисуса Христа.

   В древних русских сёлах этот день всегда начинался с утреннего молебна в церкви. Затем праздник Иоанна Предтечи и Крестителя выходил за церковную ограду на улицу и широко разливался за селом по окрестным лугам, лесам и озёрам - повсюду народ веселился, справлял многочисленные обряды, сложившиеся в ходе этого поистине народного гуляния.

   В народных верованиях этот самый почитаемый в народе праздник слился с языческим праздником воды и водяных божеств - купал, отчего и получил название Ивана Купалы. В этом празднике, как и в других христиански торжествах, неразделимо соединились церковные обряды с игрищами  и затеями, которыми издревле  сопровождался Иванов день.

   День Ивана Купалы - олицетворение сил природы. В песнях, присловьях и поговорках отразилась любовь народа к этому празднику: "Дядя Иван и людям и нам", "После Ивана не надо жупана", "Купаленка - ночь маленькая".

 

   Обряды. Из евангельских текстов известно, что Иоанн Креститель после нескольких лет, проведённых в пустыне, вновь явился к людям в качестве пророка и проповедника. Он предсказал пришествие Мессии - Иисуса Христа. И стал проповедовать его будущее учение. Знаком принятия веры в близкий приход Спасителя Иоанн изобрёл обряд крещения (омовения) людей путём погружения их в реку Иордан.

   В память об обряде крещения возник обычай купания в Иванов день. Считалось, что в эти светлые и знойные дни лета Солнце купалось в реках и озёрах и вода приобретала чудодейственные, целебные свойства, которые очищали тело от всякой скверны. И люди с наслаждением плескались в реках и озёрах, обливая друг друга речной или прудовой водой.

   В Древней Руси день Ивана Купалы был настолько большим праздником, что в честь его производились два традиционных обряда: купание в воде и росе; прыгание через зажжённые костры. Оба эти обряда издревле считались очистительными.

   В ночь на Ивана Купала девушки и парни водили хороводы, жгли "купальские костры" и прыгали через огонь, очищаясь от "худых напастей".

   Ивановская ночь на Руси проходила всегда весело, с размахом. Окрестные леса наполнялись гомоном молодёжи, ведь Иван Купала - старинный праздник благодарения Солнца, зрелости лета и зелёного покоса. Народ опоясывался перевязями из цветов. Девушки надевали на голову венки из трав, составляли и водили хороводы.

   По старинному обычаю старики добывали из деревьев живой огонь, зажигали костры. В середину костра ставили шест с укреплённым на нём горящим колесом - символом Солнца. У этих костров собиралось сельское общество. При этом парни и девушки всю ночь прыгали через них по одному и парами, взявшись за руки. Над кострами матери сжигали сорочки, снятые с больных детей, считая, что после этого прекратятся болезни.

   Поодаль от костра чинно сидели старики, степенно беседовали и пили пиво и брагу.

   Если на такое торжество приходил новый человек, западавший из-за каких-то дел, его тут же обливали водой. И сразу начинался всеобщий  шум и смех. А молодёжь вновь и вновь бежала купаться, причём в эту ночь допускалась относительная свобода интимных отношений. Купание ночью в реке или росе, а днём в реке имело глубокое обрядовое значение.

   Все эти обряды и обычаи соблюдались от Иванова до Петрова дня (с 7 июля по 12 июля нового стиля). Дни Ивана Купалы считались вершиной летних крестьянских праздников, начало которым положила Троица. А заканчивались летние торжества не менее светлым и чистым Петровым днём.

 

   Поверья. На Ивана Купала некоторые девушки пускались на заре на поиски своего счастья - любовной травы Иван-да-марья. Название её связывают с легендой. Будто бы встретились Иван да Марья, брат и сестра, разлучённые с детства. Понравились руг другу, полюбились друг другу, поженились. Но тут выяснилось, что они - брат и сестра. И превратились в наказание за содеянный  великий грех в травку с цветами разного цвета на одном стебле: Иван - синенький, а Марья - желтенький.

   С днём Ивана Купалы связаны представления о чудесах. По поверьям крестьян, в эту самую короткую ночь нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть - ведьмы, оборотни, колдуны, русалки, змеи, а также надо остерегаться проказ нежити - домовых, водяных, леших....Люди были твёрдо уверены, что ведьмы собираются на Лысой горе в Киеве, куда они слетаются на свой ежегодный шабаш. Ведьм опасались, поскольку они, по преданию, отбирают молоко у коров и портят хлеба. Ещё больше надо опасаться водяных, которые могут затащить человека в реку. Даже слепая змея опасна в этот день, поскольку на целые сутки получает зрение. Именно поэтому становится опасной, например, может бросаться на ничего не подозревающего прохожего. Причём сила удара её настолько велика, что может прошибить тело насквозь.

  Если у купаловских костров  появлялись собаки и кошки, считали, что это не что иное, как сама ведьма. И уж тут молодёжь была начеку.

   Особую роль в эту ночь отводили папоротнику. Считалось, что именно он в полночь на Ивана Купалу расцветает огненным цветом. Это цветок, по поверю, указывает, где находится клад под землёй. Около полуночи на широких листьях папоротника появляется почка, которая поднимается всё выше и выше, затем зашатается, перевернётся и запрыгает. В 12 часов ночи созревает почка разрывается с треском - и появляется огненно-яркий цветок. На него даже больно смотреть. Невидимая сила срывает его (человеку это не удаётся!) под рокот и бормотание, исходящее непонятно от кого.

 

Приметы и наблюдения.

 

   Считалось, что именно в этот день надо собирать целебные травы: череду (от золотухи), шалфей (от "горловой скорби"), зверобой, девясил, мать-и-мачеху, разрыв-траву. Тирлич (стародубка), собранная в этот день, "смиряет гнев властей и сердитых родственников", надо лишь угостить чудодейственным настоем. А ещё тирлич приносит богатство и славу. Корешок малоизвестной травки ревенький, зашитый в ладанку, - верный гарант того, что человек не утонет ни в бурной реке, ни в мутном озере.

   В этот день говорили: "Ивановские дожди - лучше золотой горы",и даже просили: "Вымолите, попы, дождя до Ивана, а после и лён, грешные, умолим", "До Ивана просите, детки, дождя у Бога, а после Ивана и сам упрошу", "До Ивана дня дождь в засек (то есть прибавится хлеба), после Иванова дня дождь из засека" , "Во время сенокоса дожди - сену плохо, зерну хорошо". А народ приметил: "Сильная роса на Ивана - к урожаю огурцов", "На Иванову ночь звёздно - много губ (грибов) будет", "Коли на Ивана просо в лёжку, то будет и в ложке", "Корми меня на Ивана, сделаю из тебя пана" (эти слова приписывают трудолюбивой пчёлке). На Ивана Купалу появлялись светлячки.

   Замечали: сильная роса - к урожаю огурцов, ночь звёздная - будет много грибов.

 

 

 

ПЕТРА И ПАВЛА ДЕНЬ.

 

 

 

    Христианский праздник, отмечаемый 12 июля по новому стилю. Он совпадает с древнейшим языческим праздником - Ярилиным днём, или днём палящего Солнца, - апогей лета, после которого в природе начинается поворот к осени, и связан с именем так называемых первоверховных  апостолов, которым приписывается начало проповеди христианского учения. Жизнеописание Петра и Павла составлены с таким расчётом, чтобы их подвижничество служило примером для верующих. Введённый первоначально в Риме, епископы которого (папы) объявили себя наследниками Петра, праздник быстро распространился за его пределы. Его популярности способствовало то, что он совпал с определёнными вехами сельскохозяйственного цикла. На Руси - с началом сенокоса. В Финляндии, Исландии, Карелии за 10 недель до него начинались посевные работы. Кроме того, апостол Пётр считался покровителем рыбаков. Всё это использовалось церковью, придавшей празднику большое значение. Он предварялся многодневным постом, который создавал особый настрой у верующих....

   Пётр - уроженец города Вифсаиды, был братом апостола Андрея. Жил со своим семейством в Капернауме и занимался рыболовством.

    Павел был родом из Тарса, жители которого пользовались правами граждан Римской империи (Смотрите подробнее об апостолах).

 

ОБЫЧАИ.

   Петрову дню предшествует довольно строгий и долгий пост, называемый апостольским. Начинался он спустя неделю после Троицы, и от того дня, на который приходилась Троица, зависела его продолжительность. Петров пост был суровым, потому что в прежние времена даже овощей, кроме зелёного лука да щавеля, на грядкам ещё не было. Даже в лесу - ни ягод, ни грибов. В крестьянских закромах приближались к исходу зерновые припасы. Горше других переживали трудности в питании матери больших семейств - нечем было кормить детишек. Вот почему Петров день - "разговины"  - конец  Петровского поста начинался с предвкушения праздничного пиршества. Мужики говорили: "В Петров день - барашка в лоб" . По обычаю к этому дню заранее у кого-то во дворе выбирали подходящего барана, выкупали его всем миром. Бывший хозяин обязывался откармливать барана к Петрову дню, а в праздничное утро его закалывали и устраивали "братчину".

   Обычай устраивать "мирское" угощение повёлся исстари. Согласно преданию, однажды из леса в какое-то село забежал олень. Его приняли за "дар Божий", закололи и съели всем миром. С тех далёких пор олени перевелись, и люди вынуждены были довольствоваться "мирским"  бычком.

   День памяти апостолов ("Петровский") состоял из двух частей: в первый день возносили молитвы Петру, а на следующий вспоминали Павла ("чтобы не обижался"), присоединив его к чествованию первых 20-ти апостолов Иисуса Христа.

   Описание петровских праздников на Руси оставил нам немецкий путешественник Адам Олеарий (1655 год): "У всех русских и москвитян отправляется около сего праздника несколько недель странное игрище, Хотя они строго и безвыходно держат жён своих в домах, так что весьма редко пускают их в церковь или в гости, но в некоторые праздники позволяют жёнам и дочерям своим ходить на приятные луга: там они качаются на круглых качелях, поют особенные песни и, схватясь она за другую руками, водят круги и пляшут с рукоплесканием и притопыванием ногами.

   В описаниях Олеария верно подмечена народная традиция, согласно которой летние народные гуляния начинались на Троицу и продолжались на Ивана Купалу и на Петровки.

   На Петровки помимо гуляний устраивали так называемые "обетные угощения", кода крестные отцы и матери (кумовья) навещали своих "крестников", угощая принесёнными пирогами, а сватов (родителей своих названных детей) приглашали к себе и потчевали ужином. Этот обрядный ужин назывался "отводным столом".

 

ПРИМЕТЫ И НАБЛЮДЕНИЯ.

 

   Петров день - праздник Солнца (Ярилин день), макушка лета, Красное лето, разгар лета. "Пётр-Павел жару прибавил". По многолетним наблюдениям, этот день обычно бывает сухим, жарким, светлым, а солнце "играет". В некоторых местностях молодёжь всю ночь проводила в лесу - "караулили солнце", жгли костры до самого его восхода, развлекаясь возле них. Вообще в эту ночь затевали всякие развлечения: устраивали на дорогах завалы и пугали случайных и запоздалых путников.

   Уже на следующий день веселье заканчивалось. всё возвращалось на круги своя, продолжались изнурительные летние работы, хотя недалёк следующий праздник - приближаются Спасы.

   Говорили: "Придёт Петрок (12 июля) -сорвёт листок, а Илья (2 августа) придёт - и по два сорвёт". Действительно, с этого дня начинает падать лист. "Петро-Павел час убавил. Илья пророк (2 августа) - два уволок".

   "Соловьи поют до Петрова дня и замолкают, кукушка перестаёт куковать - ячменным колоском подавилась".

   Если после Петрова дня соловей поёт ещё 3-4 дня или больше, то зима начнётся после Покрова (14 октября), спустя 3-4 и больше недель. Если кукушка кукует после Петрова дня, значит лето будет хорошее, долгое и снег не скоро выпадет.

 

ТРАДИЦИИ.

 

   В этот день в храмах ставят мирскую свечу в честь апостола Петра, как покровителя рыболовства. Ему молятся рыбаки.

   В Петров день - разгар сенокосной страды. Ставят стога. "Не то сено, что на лугу, а то, что в стогу".

   Петровки - день ярмарок.

   С Петрова дня "зарница хлеб зарит". В этот день ходят к родникам - попить ключевой воды и умыться.

   Сбор урожая грибов. Время консервирования ягод.

  

 

 

СПАСЫ

 

 

   В ряду летних церковных празд­ников видное место занимают так называемые спасы. В августе имеют­ся целых три праздника, посвящен­ных «всемилостивому спасу» - Иису­су Христу: происхождение честных древ креста господня (первый, или медовый, спас), преображение гос­подне (второй, или яблочный, спас) и, наконец, «прославление нерукот­ворного образа Христа» (третий, или спас на полотне).

Первый спас

   По учению христианской церкви, этот праздник был установлен в 1164 г. в ознаменование победы ви­зантийского императора Мануила над мусульманами. В этот день, как утверждают церковники, перед сра­жением будто бы обновилась икона божьей матери. Свое же название «происхождение древа креста гос­подня» праздник получил потому, что в праздничный день совершается вынос из алтаря креста, хождение с ним по городу, а также торжествен­ное водосвятие.

   На самом же деле первый спас имеет совсем иное происхождение и ведет свое начало от древнего ви­зантийского обычая 1 августа очи­щать города от злых духов. В этот день производились различные маги­ческие обряды, многие из которых были связаны с верой в то, что вода обладает свойством прогонять злых духов.

   Когда император Мануил 1 августа 1164 г. одержал победу над врагами, он решил в честь этого события установить общегосударственный праздник. Церковники сочинили сказку о чудесном обновлении ико­ны. Эта легенда и легла в. основу нового христианского праздника. Вскоре он распространился и на Ру­си. Православное духовенство связа­ло с ним еще одно событие: победу князя Андрея Боголюбского также над мусульманами. Таким образом для православных верующих первый спас стал «истинно русским» празд­ником.

   Первый спас не относится к числу великих и чтимых праздников и от­мечается скромно. После обедни в церквах бывает освящение воды, в некоторых местах, преимущественно в сельской местности, оно совершается не в церквах, а на церковном дворе или возле колодцев и источ­ников. Празднуется он 14 августа (1 августа ст. ст.).

Преображение господне, или второй спас

   Этот праздник относится к числу великих, двунадесятых праздников. Отмечается он церковью 19 (6 авгу­ста).

   Основанием для церковного тор­жества служит евангельское сказание о том, как Христос взял трех бли­жайших учеников - Петра, Иакова и Иоанна - и «возвел их на гору высокую одних». У евангелистов эта гора не поименована, но древнее предание называет ее горой Фавор. Евангелист Лука указывает, что Хри­стос по восхождении на гору предал­ся молитве, а ученики заснули. Во время молитвы лицо Христа будто бы просияло как солнце, а одежды его сделались белыми как снег. И явились пророки Моисей и Илья, и повели с ним беседу. Апостолы в это время проснулись и услышали го­лос с неба: «Сей есть сын мой воз­любленный».

   Таков евангельский рассказ о пре­ображении. Церковь утверждает, что оно действительно имело место. На самом же деле и сюжет и многие детали этого сказания заимствованы христианами из ветхозаветного мифа о преображении Моисея (Исход, гл. 24 и 34). Создавая земную биогра­фию Иисуса Христа, христиане пы­тались представить сына божьего бо­лее значительной фигурой, чем про­рок Моисей. Потому многие собы­тия, происходившие, согласно Ветхо­му завету, с Моисеем, были заимст­вованы евангелистами и связаны с именем Иисуса.

   Праздник преображения впервые был установлен христианской церко­вью в IV в. Он прививался с трудом. На Руси он появился с введением христианства. Второй спас совпадал с началом сбора урожая многих са­довых и огородных культур. До праздника православная церковь стро­жайше запрещала употреблять в пи­щу яблоки. Запрет на употребление яблок церковники заимствовали из древних языческих культов. В дале­ком прошлом запреты употреблять в пищу некоторые плоды до опреде­ленного срока устанавливались для того, чтобы дать возможность плодам созреть. Православная церковь сохранила такие запреты, но придала им религиозную окраску. До празд­ника преображения есть яблоки считалось грехом. В праздничный день верующие несли в церковь яб­локи и другие фрукты. Служитель божий освящал плоды, и только пос­ле этого можно было употреблять их в пищу. Вот почему в народе за этим днем укрепилось название яблочно­го праздника, или яблочного спаса.

Третий спас, или спас на полотне

   29 (16) августа православные ве­рующие отмечают общецерковный праздник в честь перенесения нерукотворного образа Иисуса Христа из города Эдессы в Константинополь. По церковному преданию, в те дав­ние времена, когда Христос начал проповедовать свое учение, жил в Эдессе (Месопотамия) царь по имени Авгарь, болевший проказой. Когда услышал он рассказы о чудесах, ко­торые якобы творил Иисус Христос, захотел и он попытать счастья у чудо­творца. Не надеясь заполучить к себе самого Иисуса, царь направил к нему живописца, чтобы тот принес повели­телю хотя бы образ Христа. Задача живописцу выпала нелегкая, как ни пытался он схватить на холсте черты Иисуса, ему это никак не удавалось, так как лицо Христа все время чу­десным образом изменялось. И тогда Христос пришел на помощь. Он по­просил воды и, умыв лицо свое, вы­тер его полотняным полотенцем. И произошло чудо. Простая вода обра­тилась в краску, и на полотенце от­печатался лик Иисуса. Этот образ на полотне и был доставлен Авгарю в Эдессу.

   Как утверждают церковники, ико­на на полотне с изображением Иису­са много лет хранилась в Эдессе. Но когда мусульмане, опустошавшие многие города и страны, разграбили Эдессу, они увезли чудотворную икону. Только в 994 г. византийские императоры выкупили ее. Она была доставлена в Константинополь и пе­редана на хранение крупнейшему храму. Это сказание, как и другие церковные рассказы, является вы­мышленным от начала до конца. В действительности чудотворная ико­на, которая была перенесена из Эдессы в Константинополь, появи­лась не ранее VII века. Причем церковники сфабриковали сразу не­сколько таких икон на полотне. Они хранились в разных храмах Италии. Одна из них демонстрировалась в Метехском соборе в Грузии. И о ка­ждой из них духовенство говорило как о подлинной.

   К тому же в I в., когда, по словам служителей религии, произошло со­бытие, которое легло в основу праз­дника, Христос вообще не изобра­жался человеком. Его рисовали в виде рыбы или агнца. Только позд­нее возникло то изображение Иису­са, которое дошло на иконах до на­ших дней. Следовательно, в те вре­мена не могло быть и речи о чудо­творном спасе на полотне. И не слу­чайно даже евангелисты, подробно описывающие деяния Христа, ни еди­ным словом не упоминают об этом событии и нерукотворном образе Иисуса. Вот почему в наше время, богатое великими делами и событи­ями, таким нелепым пережитком яв­ляется празднование вымышленного события, связанного со спасом на полотне.

 

 


 

 

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ

или

ЯБЛОЧНЫЙ СПАС.

 

 

 

   В основе этого праздника, отмечающегося 19 августа, лежит евангельский рассказ о "преображении" Иисуса Христа в присутствии верных ему учеников. В Евангелии от Матфея об этом говориться так. Однажды Иисус Христос в сопровождении своих учеников Петра, Иакова и Иоанна поднялся на гору. И вдруг неожиданно для них "преобразился": "И просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как  снег" (Матфей, 17:2). А затем раздался "глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение, Его слушайте" (Матфей, 17:5).

   Евангельский рассказ удивительно напоминает библейское сказание о преображении Моисея на горе Синай, которое содержится в книге Исход. Это сходство не случайно. Авторам евангелий было важно показать, что Иисус Христос ничуть не ниже Моисея, который удостоился "преображения". Заимствовав "чудо преображения" из ветхозаветного сказания, евангелисты устами Бога объявили Христа "Сыном возлюбленным" , тем самым возвеличив Его в глазах верующих. В этом и заключается подлинный смысл евангельского мифа о преображении, который лёг в основу праздника.

   Праздник Преображения был установлен христианской церковью в IV веке нашей эры. Однако понадобилось много лет, чтобы он прочно вошёл в быт верующих. Только в средние века он окончательно закрепился.

   На Русь Преображение проникло после введения христианства. Оно отмечалось в конце лета, когда начиналась уборка многих садовых и овощных культур. В своём стремлении подчинить своему влиянию все стороны жизни верующих церковь постаралась связать этот праздник с бытом людей. Именно этим объясняется, например, строгий запрет употреблять в пищу яблоки до Преображения.

   В день праздника в храмах происходило торжественное благословление принесённых верующими плодов. Только после освящения и благословления овощей и фруктов их разрешалось употреблять в пищу. Поэтому в народе праздник назывался "яблочным праздником" или "яблочным Спасом".

 

   Народный календарь. Обычаи.

 

   Первый Спас отмечается 14 августа и назван Медовым; второй Спас (Яблочный) - 19 августа; третий Спас (Ореховый) приходится на 29 августа.

  Второй (Яблочный) Спас имеет большое значение в хозяйственной жизни православных верующих. В течении многих веков до Преображения особо строго запрещалось есть какие-либо плоды, тем более яблоки. Употребление их считалось большим грехом. Даже детям не разрешалось до Спаса отведать яблока. Не делалось исключение и для будущих матерей. Всех нарушителей этого запрета ждало суровое наказание на том свете - они лишались яблока из райского сада. Дело в том, что яблоко считалось греховным плодом. Ведь змей-искуситель именно яблоком вверг во грех прародительницу Еву. Первые яблоки надо было непременно освятить в церкви во время утреннего богослужения в день Преображения.

   На Руси в сёлах и городах принято было в этот день подвозить возами яблоки к церквам. Возле церковных оград длинными рядами стояли яблочные обозы. Возникали яблочные базары. Священники выходили и кропили святой водой яблоки прямо в возах или яблочных торговых рядах. В этот день был самым взыскательный спрос на яблоки. Падалицу и яблоки, побитые градом, не покупали. В последние дни цены опускали до низшего предела.

   После освящения яблок принято было часть плодов раздавать нищим: "На второй Спас и нищий яблоко съест". Люди с радостью одаривали друг друга плодами - все прихожане получали их, а те, кто по болезни не мог пойти в церковь, получал их у себя дома в виде праздничного подношения. Тех людей, которые не исполняли этого строгого обычая, презирали. О них говорили: "А не дай-то Боже с ним дела иметь! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богатства малого добра, не призрел своим добром хворого и бедного".

 

Приметы и наблюдения.

 

   "Пришёл Спас - всему час". Яблоки поспевают, а погода день ото дня становится всё хуже. Начинаются осенины, встреча осени. В этот день провожают закат солнца в поле с песнями. Говорили: "Пришёл Спас - бери рукавицы про запас", "Второй Спас всему час - шубу припас". К ночи становится холодно.

   Засевали озими: "Посей под погоду, будешь есть хлеб год от году". Также приметили: "Какав второй Спас, таков и январь", "Каков день во второй Спас, таков и Покров" (14 октября).

   Начинается отлёт журавлей.

   Впрочем, насчёт взыскательного спроса существуют и другие свидетельства. Вот как этот праздник в старой России описывает В.Селиванов в книге "Год русского земледельца", из которой, кстати, взяты многие упомянутые здесь сведения.

   "Праздник Преображения Господня называется в нарде вторым Спасом яблочным. В этот день все садоводы выносят для освящения яблоки в церковь. По освящению часть принесённого выдаётся причту, а остальное относится в дом, где освящёнными яблоками разговляются. С этого дня простой нард начинает есть яблоки, что прежде Преображения считается грехом. В этот же день после обеда толпы баб и ребятишек осаждают помещичьи сады, которые почти всегда сдаются купцам, и покупают у последних всё то, что даже было бы выкинуто за непригодностью, лишь бы называлось -  яблоком. Покупают на гроши, на кудели пенки и льна, на яйца; например, за одно яйцо получают две или три пригоршни яблоков, сколько широкие руки сидельца могут их вместить. В этот день в садах насыпают целые воза падалицы и непадалицы, хороших даже сортов яблоков и развозят по окрестным приходам к церквам, где по окончании обедни всё раскупается".

 

 

111

 

 

   Успением замыкается круг двунадесятых праздников Русской Православной Церкви. Почему? Дело в том, что церковный год начинается не с 1-го января, как год гражданский, а с 1-го сентября - как отмечали его наши далёкие предки. Отмечается Успение 28-го августа по новому стилю. Надо отметить, что в евангелиях, да и вообще в Новом завете, не словом не упоминается об этом событии. О нём упоминается лишь в некоторых апокрифических (запрещённых церковью и признающими их ложными) текстах. Основываясь на них святые отцы христианской церкви составили свой рассказ о жизни Богородицы после смерти Иисуса Христа, и о её кончине. Вот этот рассказ.

 

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

 

   "Пресвятая Мария, матерь Божия, после вознесения Иисуса Христа жила на земле ещё несколько лет (одни христианские источники говорят - 10 лет, другие - 22 года). Апостол Иоанн, по завещанию Господа Иисуса Христа, заботился о Ней, как сын. Живя в Иерусалиме, Матерь Божия любила посещать те места, где бывал Спаситель, и часто молилась там, чтобы Он скорее взял Её к Себе, на небо.

   О земной жизни и обстоятельствах смерти Марии... известно мало. До нас доли несколько отрывочных сведений о Ней, сообщаемых в Деяниях апостолов, официально не признанное церковью сочинение анонимного автора "Об успении Марии". Они позволяют составить довольно простую историю Её жизни после казни Её Сына - Спасителя.

   Когда Мария вместе с апостолом Иоанном стояла, как он сам потом поведал в своём Евангелии , у подножия креста, на котором был распят Иисус Христос, Спаситель за несколько минут до своей смерти поручил Марию попечению любимого ученика Иоанна и сказал ему: "Се мать твоя".

   После смерти Сына Мария вместе с апостолами продолжала проживать в Иерусалиме. Потом она переселилась в малоазиатский город Эфес, который прославился одним из семи чудес света - храмом Артемиды. Живя тут, Мария проповедовала учение своего Сына-Мессии.

   В преклонном возрасте Мария предприняла попытку путешествия на остров Кипр, где епископом был Лазарь, когда-то воскрешённый Иисусом Христом, Его близкий друг.

   Последние годы своей жизни Мария провела в Иерусалиме и часто общалась с апостолом Лукой, который многое с Её слов записал в своё Евангелие.

   Однажды (Это произошло за три дня до Её смерти) Пресвятая Мария молилась на горе Елеонской. И тут Ей явился архангел Гавриил с райской финиковой ветвью в руках и передал Ей радостную весть о том, что через три дня окончится Её земная жизнь и Господь возьмет Её к Себе. Пресвятая Богоматерь несказанно обрадовалась этой вести. Она рассказала о ней наречённому сыну своему Иоанну и стала готовиться к своей кончине. Других апостолов в это время в Иерусалиме не было: они разъехались по различным странам проповедовать о Спасителе. Богоматерь, желая проститься с ними, призвала Господа, и Он чудесным образом собрал всех апостолов к Ней, кроме Фомы, перенесши их Своею всемогущей силой. Горестно им было лишаться Госпожи и общей Матери своей, когда они узнали, для чего Бог собрал их. Но Божья Матерь утешала их, обещая не оставлять их и всех христиан после своей смерти, всегда молиться о ни. Потом всех благословила.

   У Её одра к часу Успения (не смерти, а лишь временного отделения души от тела) собрались апостолы. И вдруг "необыкновенный свет осиял комнату", где лежала Божья Матерь. "Сам Господь Иисус Христос явился и принял Её пречистую душу, а тело Её апостолы погребли в саду Гефсиманском, в пещере, где покоились тела Её родителей и праведного Иосифа. При погребении свершилось чудо. От прикосновения к одру Божией Матери слепые прозрели, бесы изгонялись и от всяких болезней люди исцелялись. Множества народа шествовало за её пречистым телом. Как иудейские священники и чиновники ни старались разогнать это святое шествие, Господь невидимо охранял его. Один иудейский священник, по имени Афоний, подбежал и схватился за одр, на котором несли тело Божией матери, чтобы его опрокинуть, но невидимый ангел отрубил ему обе руки. Афоний, поражённый таким страшным чудом, тут же раскаялся, и апостол Пётр исцелил его.

   Через три дня после погребения Божией матери прибыл в Иерусалим и отсутствующий апостол Фома. Он был очень опечален, что не попрощался с Божией Матерью и всею душою желал поклониться её пречистому телу. Апостолы, жалея его, решили пойти и отвалить камень от могильной пещеры, чтобы Фома мог проститься с телом Божией матери. Но когда открыли вход, то не нашли пресвятого тела Её, а только одни погребальные пелены. Изумлённые апостолы возвратились все вместе в дом и молились Богу, чтобы Он дал им знать, что стало с телом Божией Матери. Вечером, по окончанию трапезы, во время молитвы они услышали ангельское пение. Посмотрев наверх, апостолы увидели в воздухе окружённую ангелами Божию Матерь, в сиянии небесной славы.

   - Радуйтесь! - приветствовала Она их и ободрила: - Я с вами во все дни; и всегда буду вашею Молитвенницею перед Богом.

   Апостолы радостно воскликнули:

   - Пресвятая Богородица, помогай нам!

   Господь воскресил свою Пресвятую Матерь, взял Её к себе и поставил её выше всех Ангелов своих".

 

 

     Ещё в середине IV века христианский церковный писатель Епифаний Кипрский обмолвился: "Пусть исследуют Писания - там не найдут сведений о смерти Марии: умерла ли Она или не умерла, погребена ли Она или не погребена...".

   После Эфесского собора Богоматерь стала почитаться не менее, чем сам Иисус Христос. Где-то этого времени, в начале V века, появляется церковное сказание о земной жизни и смерти Богородицы. А затем, в конце V  или начале VI века, вслед за другими праздниками культа Богородицы устанавливается праздник Успения.

   Церковь очень торжественно празднует Успение. Большое эмоциональное воздействие на верующих производит вынесение в храм плащаницы - изображения богоматери в гробу.

   В течении десяти дней с церковных амвонов звучат проповеди, в которых восхваляются добродетели Богородицы, её непорочная жизнь, верующим внушается мысль, что жизненный путь Божьей Матери свидетельствует о том, как побеждаются все естественные законы волей Божьей.

 

 

 НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ.

 

   Божия Матерь считается народной заступницей. Название дня связывают с именем Богоматери, называемой Госпожою, и временем сельхозработ. Госпожинки, Господень день - один из главных земледельческих праздников. Название Выжинки отражает взаимопомощь при окончании жатвы, когда вознаграждением служит угощение.

 

Успенщина - великий осенний праздник.

 

   Его относят к числу двунадесятых праздников. Называли его - день Упокоения Богородицы. В душах верующих был он наполнен и грустью и радостью. Грустили по поводу кончины Богородицы, радовались, что не осталась она во гробе, но воскресла, вознеслась на небо, и оттуда уже не скромной девой Марией, а Царицей Небесной защищает всех чтящих и любящих её.

 

Традиции.

 

   В эти дни начинается жатва на полях средней полосы России. По старинной традиции крестьяне оставляли во время жатвы хлебов - этого венца забот земледельца - на ниве несжатую кулижку, из которой можно было собрать один сноп. Этот сноп дожинали в Успенье, в довершение страды. Завязывать его поручали девушкам, которые украшали сноп лентами и монистами, а потом несли домой. У порога дома именинный сноп встречали песнями, окропляли святой водой, хранившейся с "Иордании" - со дня Крещения.

   Как только снимался последний сноп, сразу же на опустевшие поля совершался Крестный ход. Это была благодарность Богу за полученный урожай и за будущий в грядущем сезоне.

   В этот день в каждом селе устраивали так называемый мирской пир - всеобщий стол, на который подавали только что выпеченные пироги из муки нового урожая. А ещё варили для этого стола братское пиво в общественной пивоварне.. И все пили его вдоволь, веселясь, но не пьянея. Возле именинного снопа, занимающего на столе почётное место, до позднего вечера шумело веселье.

   Судьба дожиночного снопа весьма любопытна. Его не выбрасывали, а вносили в избу и ставили в почётный ("красный") угол, где хранили всю зиму. В конце зимы именинный сноп обмолачивали, предварительно вытащив наугад три колоса. Обмолоченное зерно держали в специальном ящике, дожидали всходы и по ним определяли будущий урожай. Если всходы из первого колоса были хорошими, то это сулило тучный урожай хлебов раннего сева. Если лучшие всходы давали третий колос, то следовало ждать хороший урожай от позднего посева. Разумеется, вся эта мистика мало что общего имеет с агротехнической наукой. Здесь важно другое - наблюдательность, умение сопереживать с природой, боль за завтрашний день.

   Однако произошло непредсказуемое. Крестьянская наблюдательность привела к тому, что со временем стали сеять в ящики небольшое число зёрин, быстрота всходов которых указывала на энергию прорастания семян. Так научились выращивать элитные сорта зерна....

 

Обычаи.

 

   В крупных сёлах всегда находились семьи, чей материальный достаток был довольно скромным. В этих бедных семьях порой не хватало рабочих рук для того, чтобы убрать урожай, заготовить на зиму топливо, вырыть колодези около дома. Сельчане помнили о таких бедолагах.

   В канун Успения для бедных, вдовых и солдатских семей, в которых не успевали управиться с жатвой к празднику, в сёлах устраивали "помочи". Это своеобразная коллективная помощь, когда люди, взяв в руки серпы и косы, грабли и вилы, всем миром выходили на нивы. Делалось это не только из гуманных побуждений, но и из-за опасений не прогневить Богородицу своим нерадением к нуде ближних, стремлением угодить общим милосердием.

 

Приметы и наблюдения.

 

   Успенский вечер нередко в крестьянских семьях встречали при лучинах ("вздували огонь"), поскольку уже начинались ранние сумерки. При лучинах ужинали (вечерили), и ужин был особый - чаще всего кислое молоко с толокном.

    Пристально следили за погодой, поскольку наступала пора осенних забот - обмолота урожая, заготовки плодов и овощей впрок, на зиму. На Украине солили огурцы, а на Сергия (8 октября) - капусту рубили. Считалось: если в этот день погода тихая и ясная, то и осень будет такой же. С Успения солнце "засыпается": "Молодое бабье лето начинается, а солнце засыпается!" "До Успения пахать - лишнюю копну нажать". "Озимь сей за три дня до Успения и три дня после Успения", " До Петрова дня взорать, до Ильина - заборонить, до Спаса - посеять".

   С тихой грустью заканчивается праздник Успения, чтобы уступить место завтрашнему дню, когда ожидается следующий праздник, называемый - Третьим Спасом...

 

 

 

 

УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ.

 

 

 

   Один из так называемых Великих праздников, отмечается православными верующими 11 сентября по новому стилю.

   После крещения Иисуса Христа Иоанн Креститель был заключён в темницу Иродом Антипой, правителем Галилеи. Иоанн открыто обличал Ирода за то, что, оставив законную жену, дочь аравийского царя Арефы, он беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа.

   В день своего рождения Ирод устроил пир вельможам, старейшинам и тысяченачальникам. "Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду: посему он с клятвой обещал ей дать, что она попросит. Она же по наущению матери своей сказала: "Дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя". И опечалился царь; но ради клятвы... повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дал девице, а она отнесла матери своей" (Матфей 14, 6-12).

   В память усекновения главы Иоанна Крестителя церковью установлен праздник и строгий пост.

 

   Надо отметить, что в основе легенды об Иоанне Предтече лежит действительные события. Древне-еврейский историк Иосиф Флавий, живший в I веке н.э., в своём произведении "Иудейские древности" упоминает проповедника Иоанна, казнённого Иродом.

   Праздник Усекновение главы Иоанна Предтечи получил довольно большое распространение, так как отмечал важную для земледельцев веху - наступление осени. В самый день праздника православная церковь установила однодневный пост, поэтому этот праздник больше известен под названием "Иван Постный".

 

НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ.

 

Традиции.

 

   С Ивана Постного убирали репу, но "репный" праздник отмечался без песен. Праздник отмечался постной едой, угощением нищих, бедных и странников. Соблюдался строгий пост: "Иван Постный - осени отец крестный". И ещё: "Если на Ивана Купалу собирают преимущественно травы, то на Ивана Постного - коренья".

   В этот очень почитаемый в народе день, нельзя употреблять в пищу ничего, напоминающее голову. Грех есть скоромное, грех брать в руки нож. На Предтечу не рубят капусту, не срывают мак, не копают картофель, не рвут яблоки. Не берут в руки кесаря, топора, заступа. "В этот день круглого не едят, щей не варят", так как кочан напоминает голову. Не поют и не пляшут.

 

Приметы и наблюдения.

 

    Этот день завершает лету. "Иван Постный пришёл, лето красное увёл". "С Постного Ивана не выходит в поле мужик без кафтана". "Иван Полетовик доводит красное лето", "Иван Постный - осени отец крёстный". Если с Ивана Постного журавли потянули на юг, то осень будет короткая, а зима - ранняя. Иван Предтеча гонит птицу за море далече". "Иванов день гонит птицу за море".

   В эти дни начинались засолки на зиму.

   Созревает черноплодная рябина - арония.

   Обильно поливают и опрыскивают ягодники....

 

 

 

 

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.

   

 

 

     Сразу следует оговориться, что в Евангелиях об этом событии не говорится ни слова. А взято оно из апокрифов, или "ложных" священных книг, не признаваемых христианской церковью. В частности: из "Евангелия от Марии" - книги, запрещённой официальной религией. Изложенный же ниже рассказ о рождении Девы Марии переработан "святыми" отцами из апокрифов и затем - канонизирован.

  

 

   Рождество Пресвятой Богородицы празднуется 8 сентября по старому стилю. Это один из двенадцати больших праздников. Богородица родилась в Галилейском городе Назарете, от родителей праведных и богоугодных, Иоакима и Анны. Праведные Иоаким и Анна дожили до глубокой старости, не имея детей. Но не отчаливались и молились Господу. Они обещали, что если Бог даст им дитя, то посвятят его Богу, то есть, как было тогда в обычае, отдадут его в храм для служения до совершеннолетия. Наконец Господь услышал молитву праведных Иоакима и Анны и даровал им дочь. Иоаким принёс великие жертвы Богу, и все хвалили и благословляли Господа за явленную милость. В память об этом дне христианская церковь и установила праздник Рождества Богородицы, или, как его порой называют в народе, "Малая пречистая".

   Пресвятую дочь свою святые Богоотцы хранили, как зеницу ока, и не только любили, как дочь, но и почитали, помня о том, что они обещали Богу. Когда ей исполнилось три года, они привели её во храм и, по обещанию, посвятили Господу. Это событие празднуется верующими, как введение во храм Богородицы и отмечается 21 ноября по старому стилю. Скоро после этого Иоаким скончался, 80-ти лет от роду. Тогда вдова его оставили Назарет и переселилась в Иерусалим, где жила близ дочери до самой смерти своей, беспрестанно молясь во храме. Скончалась Анна в преклонной старости спустя два года после смети мужа.

 

БОГОМАТЕРИ В РЕЛИГИЯХ РАЗНЫХ СТРАН.

(Изида, Мария, Иштар и Кибела)

 

 

 

   Культ Богородицы воспринят христианством из древних религий, где пользовались особым почитанием женщины-богини, рождавшие божественных сыновей. Всеобщем поклонением в Древнем Египте пользовалась богиня-мать Исида, у древних финикийцев - Астарта, у вавилонян - богиня Иштар, у финикийцев - Кибела и т.д. Сопоставление христианских мифов о богородице с древними мифами о женщинах-богинях помогает обнаружить в них многие сходные моменты, которые позволяют сделать вывод о том, что дохристианские культы этих богинь несомненно наложили отпечаток на культ девы Марии.

   Христианские церковники постарались наделить Богородицу такими чертами, которые способствовали её широкой популярности в народе. "Лучшей в первой по благодати среди всего рода человеческого и собора ангельского" именует её духовенство. "Её образ, - говорят служители культа, - светит через все века как образ истинной, одухотворенной человечности, научающий всякой добродетели". Подобные поучения, искусственно раздувающие культ девы Марии, привели к тому, что в жизни верующих она заняла место покровительницы бедноты, всех страждущих, обездоленных людей, стала их заступницей, любящей матерью.

   Праздник Рождества Богородицы был установлен церковью в IV веке, когда в результате долголетних споров начло складываться единое представление о Божьей Матери, её "биография". Но прошло ещё семь столетий, прежде чем Рождество Богородицы заняло свое место среди главных праздников христианской церкви....

   Особенно усердствует в укреплении культа Богородицы, в усилении его влияния на верующих католическая церковь. Ещё в середине XIX века папа Пий-IX провозгласил догмат о непорочном зачатии Марии, что должно было официально закрепить веру в божественное происхождение Богородицы.. В 1950-м году католическая церковь устами папы Пия-XII провозгласила новый догмат о телесном вознесении Девы Марии....

 

 

 

 

ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.

 

 

 

    Покров является одним из наиболее значимых праздников православия, именуемым "великим". Отмечается он 14 октября. В его основу положен миф о том, как в 910 году в Константинополе юродивому Андрею, славянину, в молодые годы попавшему в плен и проданного в рабство местному жителю, и его ученику Епифанию явилась во Влахернском храме Богородица, окружённую англами и Иоанном Крестителем с Иоанном Богословом - простёрла  над молящимися белое покрывало (омофор) и вознесла молитву о спасении мира от бед и страданий. Эта идея покровительства Богородицы и составила содержание праздника.

   В действительности он был установлен в Византийской империи для отвлечения народа, выражающего недовольство политикой правящих кругов. Сфабрикованное "чудо" должно было убедить народ, что сама Богородица покровительствует императорской власти.

   На Руси Покров был использован для вытеснения  осеннего празднества славян в честь окончания полевых работ. В силу того, что Богородица считалась покровительницей земледельцев, праздник этот прижился  крестьянском быту и пользовался популярностью.

   В ритуале праздника сохранились многие обычаи древних славянских праздников: чествование пожинального снопа, праздничные базары и прочее.

 

НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ.

 

Обычаи.

 

   К празднику Покрова Божьей Матери заканчивались основные сельскохозяйственные работы. С этого дня начинаются так называемые свадебные осенние недели - самое удобное время для свадеб. По этой причине праздник Покрова считался "покровительным" для заключения браков. Около этого времени обычно выпадает первый снег и покрывает землю, что так же напоминает свадебное покрывало или фату. Поэтому девушки просили: "Мать-Покров! Покрой землю снежком, меня, молоду, платком". Или: "Мать-Покров, покрой мать сыру землю и меня, молоду". По примете, если на Покрова выпадает снег, эту сулит много свадеб.

   Ввиду этого говорили: "Покров - покровитель свадеб". "Придёт Покров, девке голову покроет".

   Девушки, веря в силу Покрова содействовать брачному союзу, "спозаранку бежали в церковь и ставили свечку празднику. Существовало поверье: кто раньше поставит свечу, тот раньше и замуж выйдет".

   По обычаю в этот день в первый раз топили в жилых горницах печи. Пекли блины, и это называлось "запекать углы".

   С 14 октября во многих местах начинались Покровские ярмарки.

 

Традиции.

 

   По народной традиции в это время идёт последний сбор плодов и грибов: груздей, рыжиков, свинушек.

   Начинают утеплять на зиму избы: приваливать земляные завалинки, проконопачивать рамы. Говорили по этому поводу: "Натопи хату без дров". Считали: "Чини избу до Покрова - не то не будет тепла".

   "Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а хозяина добром!" Предполагали: "Если на Покров  истопят печь яблонею, то в доме всю зиму буде тепло".

   На Покров скот переводят на зимнее содержание, закармливали скотину пожинальным (последним) снопом и с этого дня её держали в доме.

   Начинались осенние торги ярмарки.

 

Приметы и наблюдения.

 

   Если снег до Покрова упадёт - зима не скоро наступит. Каков Покров, такова и зима. Отлёт журавлей до Покрова - к ранней холодной зиме. Коли белка в Покров чиста (вылиняла), то осень будет хороша. На Покров ветер с севера или востока - к холодной зиме, с юга - к тёплой зиме, с запада - к снежней зиме, а если ветер порывами налетает, тучи то совсем закроют, то в просветах солнце проглянет - будет и зима переменчивой, непостоянной. "Покров кроет землю то листом, то снегом"....

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.

 

 

 

   Введение во храм Пресвятой Богородицы празднуется в православии 21 ноября по старому стилю. Описывая земную жизнь девы Марии, христианские сочинители повествуют о том. что родители Марии Иоаким и Анна, в благодарность Богу, услышавшему их молитвы и даровавшему им дочь, решили посвятить её Всевышнему.

   Когда Марии исполнилось три года родители её, выполняя данное обещание, задумали поместить её в Иерусалимский храм. где бы девочка смогла поучить первоначальное религиозное образование.

   Иоаким и анна пригласили к себе родственников, собрали юных дев, и торжественная процессия с горящими свечами, с восхваляющим Бога пением двинулась в Иерусалим. Три дня двигалась она к городу. И вот наконец остановилась у подножия храма, к дверям которого вели 15 крутых ступеней. На первую из них поставили Марию. И чудо: трёхлетняя девочка одна, без постороннеё помощи твёрдыми шагами преодолела эти 15 ступеней и подошла к дверям храма.

   Первосвященник Захария, присутствовавший здесь, усмотрел в этом нечто необыкновенное и волей своей, вопреки церковным правилам, ввёл Марию в ту часть храма, куда вход был запрещён.

   Трёхлетнюю девочку поселили в особом отделении храма месте с её сверстницами, которые так же, как и она, посвящались Богу. Как и её подруги, она молилась, читала №Священное писание" и занималась рукоделием.

   Воспитанная жрецами храма в любви и беззаветной преданности Богу, Мария в 12-летнем возрасте объявила о том, что принимает на себя обет безбрачия. Священнослужители не смели противится её воле и не стали принуждать её к вступлению в брак.

   Праздник Введения во храм Богородицы, установлен в память того "знаменательного" дня, когда Иоаким и Анна привели дочь в Иерусалимский храм и девочка вступила на путь беззаветного служения Богу. Этот поступок родителей Марии церковники ставят в пример всем верующим, указывая, что настоящие христиане должны воспитывать в своих детях любовь к Богу с самого раннего возраста, как только ребёнок начинает понимать окружающее. Это, по славам служителей культа, священная обязанность каждого верующего....

 

Приметы и наблюдения.

 

   "Введение пришло - зиму принесло". Введенские морозы. "Введение накладывает на воду леденение". "Введенские морозы зиму ум настаивают". Но бывают и оттепели. "Введение ломает леденение". "Введенские морозы зимы не оставят"....

 

 

 

На этом я заканчиваю рассказы о великих и двунадесятых праздниках Русской православной церкви.

 

 

 

Николай Мордиков.

 

 

 

 

-1-   -2-

 

  В начало                                                                                                                                                                           Вернуться на страницу

 

 

  

 

 Дата создания сайта 11.07.2009 года.

 Последнее обновление страницы 26.07.2014 года.